Двумстам семидесяти трем человекам сделаны прививки - Vosvet.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Двумстам семидесяти трем человекам сделаны прививки

СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

§ 1374. Числительные два, три, четыре образуют падежные формы по образцу смешанного склонения прилагательных (см. § 1315). Система их флексий в косв. пад. представляет собой несколько видоизмененную систему флексий падежных форм смешанного скл.

прилагательных во мн. ч. Числ. два, три, четыре имеют следующий фонемный состав флексий:

ДваТриЧетыре
И.­|а|­|е|­|и|­|α1|
Р.­|ух|­|ох|
Д.­|ум|­|ом|
В.как им. или род. п.как им. или род. п.
Тв.­|ум’а|­|αм’а|­|м’а|
Пр.­|ух|­|ох|
Парадигмы
И.дв­адв­етр­ичетыр­е
Р.дв­ухтр­ёхчетыр­ёх
Д.дв­умтр­ёмчетыр­ём
В.как им. или род. п.как им. или род. п.
Тв.дв­умятр­емячетырь­мя
Пр.о дв­ухо тр­ёхо четыр­ёх

Об употреблении числ. два, три, четыре с предлогом по см. § 1380.

§ 1375. Числительные от пяти до десяти и все числительные на ­дцать и ­десят образуют падежные формы по третьему скл. существительных (см. § 1187). Отличительной особенностью склонения числительных на ­десят является так называемое двойное склонение, т. е. склонение обеих составных частей: пятьдесят, пятидесяти, пятьюдесятью. Числительные на ­десят образуют падежные формы от вариантных основ: формы им. и вин. п. имеют основу на твердую согласную, а формы других косв. пад. — на мягкую согласную: пятьдесят, но пятидесяти.

Парадигмы
И.пятьпятнадцатьпятьдесят
Р.пят­ипятнадцат­ипятидесят­и
Д.пят­ипятнадцат­ипятидесят­и
В.пятьпятнадцатьпятидесят
Тв.пят­юпятнадцат­юпятидесят­ю
Пр.о пят­ио пятнадцат­ио пятидесят­и

В формах род., дат. и предл. п. слова восемь (восьми, о восьми) отсутствует беглая гласная. Слова восемь и восемьдесят в тв. п. имеют вариантные формы: восьмью и восемью, восмьюдесятью и восемьюдесятью; первые свойственны непринужденной и разговорной речи.

В разговорной речи наблюдается тенденция в форме тв. п. всех числительных на –десят употреблять форму типа пятидесятью, шестидесятью вместо пятьюдесятью, шестьюдесятью; в письменной речи такое употребление ошибочно.

Об употреблении числ. от пяти до десяти и далее с предлогом по см. § 1380.

§ 1376. Числительные двести, триста, четыреста и числительные на ­сот образуют падежные формы так же, как сущ. первого скл. мн. ч. (см. § 1196). В форме им. п. числ. двести, триста и четыреста имеют флексию ­|α1| (орфогр.­и и ­а), а все числительные на ­сот — нулевую флексию. У всех числ. на ­сот, так же как у числ. на ­десят, склоняются обе части сложения (см. § 1375). Вторая часть основы числ. двести, триста и четыреста в форме род. п. имеет фонемный состав |сот|, в остальных падежах — |ст|; у числ. на ­сот (пятьсот, девятьсот) в формах дат., тв. и предл. п. вторая часть основы имеет фонемный состав |ст|.

Парадигмы
И.двест­итрист­а
Р.двухсоттрехсот
Д.двумст­амтремст­ам
В.двест­итрист­а
Тв.двумяст­амитремяст­ами
Пр.о двухст­ахо трехст­ах
И.четырест­апятьсот
Р.четырехсотпятисот
Д.четыремст­ампятист­ам
В.четырест­апятьсот
Тв.четырьмяст­амипятьюст­ами
Пр.о четырехст­ахо пятист­ах

В разговорной, непринужденной речи у числ. на ­сот (пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот) наблюдается та же тенденция, что и у числ. на ­десят: в тв. п. употреблять форму типа пятистами, шестистами вместо пятьюстами, шестьюстами; в письменной речи такое употребление ошибочно.

Примечание. В устной речи, а вслед за ней и в речи письменной сложные числ. двести, триста, четыреста и слова на ­сот иногда не склоняются: Только за один день боя у Прохоровки наши танкисты уничтожили более четыреста фашистских танков (газ.); в шестьсот километрах от Мадагаскара (разг. речь). Такое употребление сложных числительных не отвечает литературной норме.

Элемент ­сто в составе сложного числительного может сохранять синтаксические функции счетного слова (существительного) в знач. (coтня). В этих случаях сложное числительное не согласуется с существительным, а управляет им: с тремястами рублей, с пятьюстами солдат наряду с сочетаниями с тремястами рублями, с пятьюстами солдатами.

Об употреблении числ. двести, триста, четыреста и числ. на ­сот с предлогом по см. § 1380.

§ 1377. Числительные сорок, девяносто, сто имеют только две различающиеся падежные формы: форму им. и вин. п. и форму, единую для всех косв. пад., кроме вин. п. Слово сорок в им. и вин. п. имеет нулевую флексию и в формах всех остальных падежей флексию ­|а|. Слова девяносто и сто имеют в им. и вин. п. флексию ­|о| и в формах всех остальных падежей флексию ­|а|.

Парадигмы
И.сорокдевяност­ост­о
Р.сорок­адевяност­аст­а
Д.сорок­адевяност­аст­а
В.сорокдевяност­ост­о
Тв.сорок­адевяност­аст­а
Пр.о сорок­ао девяност­ао ст­а

О склонении слова сто в знач. существительного см. § 1373.

Примечание. В сочетании с числ. много, несколько слово сто употребляется как счетное существительное в знач. (сотня): много сот лет тому назад, в нескольких стах писем (см. об этом также § 1373).

Об употреблении числ. сто, девяносто и сорок с предлогом по см. § 1380.

К данному типу склонения примыкает склонение количеств. числ. полтора (один с половиной) и полтораста (количество 150), (полторы сотни), также имеющих только две различающиеся падежные формы: им. и вин. п. (полтора, полторы, полтораста) и форму всех косв. пад., кроме вин. п. (полутора, полутораста). Числительные полтора и полтораста в им. и вин. п. управляют существительными; во всех остальных падежах они согласуются с сущ. во мн. ч. Употребления, встречающиеся в устной и газетной речи, типа противостоять полуторастам стран, находиться в полуторастах километров не являются нормативными; нормально: полутораста странам, в полутораста километрах.

Встречающееся в разговорной речи и просторечии количественное числ. полста (пятьдесят) относится к нулевому склонению и имеет омонимичные словоформы во всех падежах.

§ 1378. Составные числительные изменяются по падежам. При образовании падежных форм нормально изменение по падежам каждого слова, входящего в составное числительное.

И.тысячадвестивосемьдесят семь
Р.тысячидвухсотвосьмидесяти семи
Д.тысячедвумстамвосьмидесяти семи
В.тысячудвестивосемьдесят семь
Тв.тысячью (тысячей)двумястамивосемью десятью семью
Пр.о тысячео двухстахо восьмидесяти семи

В современной устной речи наблюдается тенденция к упрощенному склонению составных числительных; при этом склоняются: а) только начальные и конечные компоненты или б) только последний компонент составного числительного. Таким образом, встречаются следующие употребления составных числительных, для письменной речи не нормативные: а) Серия пособий с двумя тысячами четыреста семьдесят пятью чертежами (редко); б) В тридцать двух редакциях стоял страшный крик (А. Н. Толст.); Мы совсем разучились склонять числительные. Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что двумстам восьмидесяти трем человекам сделаны такие­то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучать так: «Двести восемьдесят трем человекам и т. д.» (газ.).

В устной речи возможны также такие случаи склонения составных числительных, когда кроме последнего компонента, называющего единицы, изменяются по падежам компоненты, называющие десятки и, реже, сотни, например род. п.: тысяча девятьсот сорока пяти страниц и тысяча девятисот сорока пяти страниц.

В письменной речи должны склоняться все компоненты составного числительного.

Тестовые задания по морфологии современного русского языка

Тестовые задания по морфологии современного русского языка

1. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите лишние словоформы в парадигме слова «третий»

2. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите лишние словоформы в парадигме слова «заниматься»

3. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите исходную форму парадигмы слова «щенков»

4. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите исходную форму парадигмы слова «заканчиваясь»

5. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите пары слов, где исходная форма парадигмы первого слова дана верно

1) друзей – друзья

2) обнимусь – обнимаясь

6. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите пары слов, где исходная форма парадигмы первого слова дана верно

1) воспитанна – воспитан

2) легче – легкий

3) ушедший – уходить

4) молочу – молоть

7. Найдите соответствия

А. Смешанного типа

1. Падеж местоимений

Б. Несловоизменител ьные

2. Процессуальность глаголов

В. Словоизменительн ые

Г. Частеречное значение

9. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите одушевленное существительное

10. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите неодушевленное существительное

11. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите грамматически одушевленное существительное

12. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите грамматически неодушевленное существительное

13. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите собственные имена существительные

1) Какое ему дело до Волконских и Апраксиных?

2) Это цербер какой-то, вас стерегущий?

3) У Печориных есть воля без знания…

4) Микитовыми нас стали кликать по деду моему.

14. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите нарицательные имена существительные

Средства выражения ГЗ

1. Написал бы письмо

2. Куда они ходили?

3. В пушистом боа

Г. Флексии изменяемых слов у

Д. Порядок расположения слов

5. В красивом лесу

Е. Сочетаемость с именем в И.п.

Ж. Смысл предложения

7. Будешь писать?

1)Все меньше становится донкихотов.

2)Был среди Гедиминовичей шут.

3)У Базаровых есть и знание и воля.

4)Судите ж вы, какие розы нам заготовил Гименей.

15. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите конкретные имена существительные

16. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите абстрактные имена существительные

4) поездка (в город)

17. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите вещественные имена существительные

18. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите собирательные имена существительные

19. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные мужского рода

20. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные общего рода

21. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные среднего рода

22. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные женского рода

23. Найдите соответствия. Объясните употребление выделенных существительных во

Ответ: А – 3; Б – 4; В – 1; Г – 2.

24. Найдите соответствия

Ответ: А – 6; Б – 4; В – 5; Г – 7; Д – 1; Е – 2; Ж – 3.

25. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные Singularia tantum

26. Обведите кружком номер правильного ответа

Найдите имена существительные Pluralia tantum

27. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена существительные, имеющие коррелят по числу

2) (анютины) глазки

А. Абстрактное понятие

1) В жаркие дни багульник выделяет обилие

эфирных масел (В. Арсеньев)

Б. Существительное, приобретает

2) «Вешние воды» (И. С. Тургенев)

В. Имеются в виду сорта, марки

3) Ах, оставьте эти нежности (А. Н. Островский)

Г. Имеется в виду большое

4) Мы все глядим в Наполеоны (А. С. Пушкин)

А. 1-ое склонение

Б. 2-ое склонение

Г. Адъективное склонение

Д. Смешанное склонение

Е. Нулевое склонение (неизменяемые слова)

Ж. Разносклоняемые существительные

28. Обведите кружком номера правильных ответов

Какие из следующих словосочетаний имеют определительное значение

1) чашечки с розами

Читайте также:  Прививки йоркам после года

2) помнить до мелочей

3) платье из парчи

4) смеяться до слез

29. Обведите кружком номера правильных ответов

Какие из следующих словосочетаний имеют обстоятельственн ое значение

1) прибыть в субботу

2) ящик из-под фруктов

3) увлекаться театром

4) выманить из берлоги

30. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите притяжательные прилагательные

2) мальчишеский задор

3) толстовская усадьба

31. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите относительные имена прилагательные

1) старинный обычай

2) курс новейшей истории

3) год по старому стилю

4) материнские советы

32. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите качественные прилагательные

1) левые взгляды

2) отдаленный гул

33. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите прилагательные, которые не образуют кратких форм

34. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите имена прилагательные, которые имеют краткие формы не во всех числах и

35. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите синтетическую форму превосходной степени

1) более совершенная форма

2) величайший драматург Европы

3) строжайший отбор

4) наиболее точные слова

36. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите аналитическую форму сравнительной степени

1) Искусство ставит своей целью преувеличивать хорошее, чтобы оно стало

еще лучше (М. Горький).

2) Чем проще слово, тем более оно точно (М. Горький).

3) В простоте слова – самая глубокая мудрость (М. Горький).

4) Будьте более требовательны к работе друг друга, более строги к чистоте

и ясности языка (М. Горький).

37. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите несклоняемые прилагательные

1) френч цвета хаки

2) предки коми – этнические группы перми вычегодской

3) увлекаться европейским рококо

4) гала-концерт в филармонии

38. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите неопределенно-ко личественные слова

3) мало учеников

4) столько приключений

39. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите сложные имена числительные

1) сто шестьдесят два дня

2) пятьдесят молодых специалистов

3) девятьсот метров

4) пятнадцать тетради

40. Обведите кружком номера правильных ответов

Определите, с какими именами существительными сочетается числительное «трое»

41. Обведите кружком номера правильных ответов

В приведенных примерах найдите случаи, где числительное управляет

1) дежурить трое суток

2) двенадцать часов ночи

3) строится лет пять

4) между двух огней

42. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите предложения, где допущены ошибки при склонении числительных

1) Напечатано много сведений о нескольких стах деятелей (газ.)

2) Обое вы горячие, как погляжу… (М. Шолохов)

3) Двумстам семидесяти трем человекам сделаны… прививки (газ.)

4) За семидесятью семью печатями для нас «внутренний мир» растений

43. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных местоимений местоимения-суще ствительные

1) У каждого писателя есть свой вдохновитель.

2) В поисках слова нельзя пренебрегать ничем .

3) Вся морская терминология великолепна.

4) Хорошо писать, когда впереди тебя ждет что-нибудь интересное.

44. Найдите соответствия

Ответ: А – 8, Б – 5, В – 2, Г – 7, Д – 9, Е – 3, Ж – 6, З – 4, И – 1.

45. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите примеры, где выделенные местоимения имеют категории рода и числа

1) Старичок осведомился, кто я таков .

2) Никто этого не узнает.

3) Сколько ей лет?

4) Каково ваше положение?

46. Найдите соответствия

А – 5, Б – 7, В – 4, Г – 2, Д – 6, Е – 1, Ж – 3.

47. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите мотивированные наречия

Разряд местоимений по

1. Я всю их семью знаю.

2. И чего тебе не хватает?

3. Кругом было что-то грозное.

4. В нашей науке столько возможностей.

5. Я сижу у себя, пью горячий чай.

6. Тайна красоты лежит в самой глубине нашего существа.

7. Тот человек, который владеет подлинной красотой,

8. Объясни мне, что с тобою.

9. Ни к чему душа не лежит.

Разряд наречий по значению

А. Определительные качественные

1. Не сказать умышленно

Б. Определительные количественные

2. Виднеться вдали

В. Определительные образа и

3. Сделать с перепугу

Г. Обстоятельственн ые места

4. Сидеть вдвоем

Д. Обстоятельственн ые времени

5. Шелестеть печально

Е. Обстоятельственн ые цели

6. Давно рассказать

Ж. Обстоятельственн ые причины

7. Писать изредка

48. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите немотивированные наречий

49. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных слов наречия

1) Цветная осень, вечер года, мне улыбается светло (М. Цветаева)

2) Огоньки камина уютно отражались в зеркалах (Д. Голубков)

3) Тепло и чудесно пахло сеном (А. Чехов)

4) Неприятно и резко пахли лиловые цветы (П. Проскурин)

50. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных слов слова категории состояния

1) Все хорошо в природе, но вода – красота всей природы (К. Аксаков)

2) Душе от чувств высоких стало тесно (М. Лермонтов)

3) На бульваре было черно, бесснежно . (Ю. Трифонов)

4) Весело пробираться сквозь стену высокой ржи (И. Тургенев)

51. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных слов имена прилагательные

1) В природе все совершенно и прекрасно (И. Тургенев).

2) Свидание это было чрезвычайно кратко (М. Булгаков)

3) Душно мне в этих холодных стенах (С. Есенин)

4) Съезжались гости поздно , в двенадцатом часу (Е. Рейн)

52. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных форм сравнительной степени наречия

1) Чем столетье интересней для истории, тем история слагается печальней (н.

2) Голоса под липами теперь звучали мягче , по-вечернему (М. Булгаков).

3) Он все пристальнее глядел на фитиль лампы (И. Бунин).

4) Для меня дороже всего войти в лес, когда в лесу еще сумрачно (М. Пришвин).

53. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных форм сравнительной степени слова категории состояния

1) Чем больше художник, тем он строже судит сам себя (В. Солоухин).

2) Сильнее запахло болотными травами и лесом (М. Булгаков).

3) Он ушел в сторону, к расщелине, где было спокойнее (М. Булгаков).

4) Чем черней , тем страшней и тоскливей на душе (М. Булгаков).

54. Обведите кружком номера правильных ответов

Найдите среди выделенных форм сравнительной степени имена прилагательные

1) Когда кругом темно, светлей твое окно (Б. Окуджава).

2) В лучах луны вся степь белее снега (В. Катаев).

3) Стали резче запахи цветов и травы (П. Проскурин).

4) Для русского писателя за границей еще, пожалуй, тяжелее (А. Ремизов).

Письмовник

Как правильно употреблять числительные?

Грамматика

Какие бывают числительные?

Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пять и несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными (состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).

Когда используются собирательные числительные?

Собирательные числительные используются:

1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: пятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей; семь зевак;

2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении ‘люди’: у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;

3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями: пятеро в серых шинелях, нас пятеро;

4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.

Как склонять числительные?

Количественные и собирательные числительные склоняются по образцу существительных или прилагательных.

По образцу существительных третьего склонения (ночь, тень) склоняются:

и. п. пятьв. п. пять
р. п. пятит. п. пятью
д. п. пятип. п. о пяти

Но: т. п. – восьмью и восемью.

и. п. одиннадцатьв. п. одиннадцать
р. п. одиннадцатит. п. одиннадцатью
д. п. одиннадцатип. п. об одиннадцати
  • числительные на -десят: пятьдесят, шестьдесят и др.:
и. п. пятьдесят, шестьдесятв. п. пятьдесят, шестьдесят
р. п. пятидесяти, шестидесятит. п. пятьюдесятью, шестьюдесятью
(НЕ пятидесятью, шестидесятью)
д. п. пятидесяти, шестидесятип. п. о пятидесяти, о шестидесяти

Но: т. п. – восьмьюдесятью и восемьюдесятью.

Особое склонение имеют числительные двести, триста, четыреста и все числительные на -сот (пятьсот, шестьсот):

и. п. триста, пятьсотв. п. триста, пятьсот
р. п. трехсот, пятисот
(НЕ трехста, пятиста)
т. п. тремястами, пятьюстами
(НЕ трехстами, пятистами)
д. п. тремстам, пятистам
(НЕ трехстам)
п. п. о трехстах, о пятистах

Нужно запомнить:

Числительные два, три, четыре, а также собирательные числительные, слова оба, обе, сколько, столько, сколько-нибудь, столько-то склоняются по образцу прилагательных:

в. п. два, три, четыре, оба, обе, столько (двух, трех, четырех, обоих, обеих, стольких, четверых)
р. п. двух, трех, четырех, обоих, обеих, стольких, четверыхп. п. о двух, трех, четырех, обоих, обеих, стольких, четверых

ПРАВИЛЬНО: До ск о льких работает библиотека? Она работает до ст о льких-то, а НЕ *до скольки, до стольки-то.

Нужно помнить, что у составных количественных числительных склоняется каждое входящее в них слово. Правильно: не хватает тысячи двухсот пятидесяти двух учебников; говорить о тысяче двухстах пятидесяти двух недостающих учебниках.

У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово: к две тысячи четырнадцатому году, двадцать третьего мая.

ВОПРОСЫ ИЗ «СПРАВОЧНОГО БЮРО»

В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть». Почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»?

По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально ‘мешок’): шесть сороков соболей. Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте.)

«Полтора суток» или «полторы сутки»?

Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа). Но в литературном языке выражение полтора суток (но не полторы суток) существует. Т. к. слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутора: Не прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?
Кстати, полтора – это сращение слов полъ и вътора – «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт.

Читайте также:  Делают ли прививки во время карантина

Если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?

Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, например двадцать два) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека. Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т. д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т. д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников. Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: р. п. – двух столов, пяти столов, д. п. – двум столам, пяти столам.

Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость. Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как пять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров) и т. п.

Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2-4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены). При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.

Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта.

Можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?

Словосочетание пара брюк – разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах).
В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительное одни брюки. Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими, как пара сапог, пара носков, пара перчаток – о двух предметах, используемых в качестве пары.
Употребление словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой – что говорится о двух предметах).

Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т. п.). Употребление слова пара в значении ‘несколько’ (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков) или ‘две штуки чего-либо непарного’ (пара яблок, пара мешков) характеризуется словарями русского языка как просторечное.

«Тысяче работникам» или «тысяче работников»?

Попробуем разобраться. Вопрос в том, чем является слово тысяча – существительным или числительным?

Если тысяча – имя существительное, то оно должно управлять родительным падежом существительного работник (должно быть: тысяча работников, тысячу работников, тысяче работников; ср.: парадоксы истории, парадоксов истории , парадоксам истории и т. д. форма управляемого существительного во всех сочетаниях сохраняется).

Если тысяча – числительное, то оно должно согласовываться с «работниками» в косвенных падежах. Иначе говоря, в формах косвенных падежей все количественные числительные должны употребляться с существительными в аналогичных падежных формах: пятидесяти работникам, о шести домах, пятью братьями.

Так что такое тысяча – числительное или существительное?

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой считает слово тысяча во всех значениях (в т. ч. в значении ‘число и количество 1 000’) именем существительным.
«Словарь русского языка» в 4 т. под ред. А. П. Евгеньевой («Малый академический словарь») и «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова не столь категоричны. Согласно этим словарям, слово тысяча – имя существительное только в значениях ‘огромное количество, множество’ и ‘большие деньги, состояние’. А в значениях ‘число 1000’ и ‘количество 1000’ тысяча – количественное числительное.

Академическая «Русская грамматика» 1980 года поясняет: Существительные, лексически обозначающие число или количество кого-чего-н., во всех падежах управляют существительным, называющим считаемые предметы: тысяча человек, тысячей (и тысячью) человек (и человеками), тысячей (и тысячью) рублей (и рублями); о тысяче человек; миллион книг, миллионом книг.

Вопрос кажется решенным: слово тысяча управляет последующим существительным. Но откуда же в «Русской грамматике» формы тысячью человеками и тысячью рублями? Читаем дальше: В том случае, если в форме творительного падежа слово тысяча не имеет при себе определения, оно может, подобно числительному, согласовываться в падеже с зависящим от него существительным: с тысячью рублей и рублями (но только: с каждой тысячей рублей). Следовательно, согласование допускается только для формы творительного падежа тысячью (не тысячей!).

Таким образом, слово тысяча является существительным и во всех падежах управляет зависимым от него словом. При этом форма творительного падежа этого существительного – тысячей (с тысячей рублей).

Однако одновременно с формой творительного падежа существительного тысячей существует форма числительного – тысячью, в сочетании с которой согласование и управление конкурируют. Согласование возможно только в том случае, если слово тысяча обозначает точное число и не имеет при себе определения: с тысячью студентами, с тысячью знакомыми, с тысячью рублями в кармане. Форма тысячью также может обозначать неопределенно большое количество чего-либо, в этом случае вместо согласования требуется управление: человек с тысячью лиц, в кабинете все заполнено тысячью бумаг; Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов (Гоголь); тысячью буйных и огненных голов (Л. Андреев), тысячью мелких уколов (Короленко).

Правильно: тысяче работников, миллиону работников, трем тысячам работников (д. п.), тысячей работников, миллионом работников, тремя тысячами работников, тысячью работниками и одной тысячей работников (т. п.).

Правильно: обратиться к двадцати пяти тысячам студентов, но обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

Источники:

  • Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. В 2 т. М., 1980.
  • Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. Грамматическая правильность русской речи. 2-е изд., М., 2001.
  • Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2003.

Двумстам семидесяти трем человекам сделаны прививки

Л. А. Константинова

Нормы русского литературного языка

Общество, в котором свобода слова стала осознаваться в качестве одной из высших ценностей, пришло к пониманию того, что владение родным языком, умение общаться, вести гармоничные диалоги и добиваться успеха в процессе коммуникации – важные составляющие умений и навыков в различных сферах человеческой деятельности. Вот почему в настоящее время предъявляются высокие требования к уровню среднего и высшего образования, параметры которого определены в концепции модернизации российского образования, развивающей основные принципы образовательной политики в России на период до 2010 года.

В последнее время в программы высшей школы включено немало речеведческих дисциплин, среди которых особое место занимает «Русский язык и культура речи» – учебная дисциплина, изучаемая студентами различных нефилологических специальностей в самом начале их обучения в вузе. Данная дисциплина включает в себя два взаимосвязанных курса – лингвистический (русский язык) и речеведческий (культура речи). Авторам данного пособия удалось решить важную задачу – разработать методику преподавания дисциплины, способной в специфических условиях обучения студентов-нефилологов повысить речевую культуру будущих специалистов высшей квалификации.

Культура речи – важнейшая составная часть общей культуры личности, вместе с тем культура речи – это инструмент, средство, обеспечивающее профессиональное становление специалистов, особенно представителей так называемых профессий повышенной речевой ответственности. О культуре речи можно говорить только при условии владения нормами языка, ведь понятие нормы является стержнем, основным признаком литературного языка. Традиционно выделяются два уровня речевой культуры: речь правильная, грамотная, в основе которой лежит соблюдение всех норм современного языка, и речь «хорошая», т. е. ясная, точная, логичная, выразительная, действенная, уместная, чистая и т. д. Качества хорошей речи базируются на твердом фундаменте норм. Только полная уверенность говорящего в том, что его речь правильна, дает ему возможность сосредоточиться не на словах, а на содержании своего высказывания.

В пособии рассматриваются орфоэпические, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. Пособие содержит также практикум по орфографии и пунктуации. Таким образом, охвачена совокупность всех основных норм русского языка, соблюдение которых формирует первый, базовый уровень речевой культуры – правильность речи.

Формирование и совершенствование умений и навыков правильной речи предполагается программой по русскому языку для средней школы, однако в силу ряда причин данная задача оказывается далекой от своего решения. Этим и объясняется важность обращения к ней в самом начале обучения в вузе при изучении курса «Русский язык и культура речи» студентами-нефилологами самых разных специальностей. Кроме того, данное пособие может быть использовано выпускниками средних школ и абитуриентами при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.

К заданиям даны ключи, что позволяет использовать данное пособие не только для аудиторной, но и для самостоятельной работы. Приложения содержат орфографический, орфоэпический словари и словарь иностранных слов.

Как правило, задания по культуре речи строятся на необходимости сделать выбор правильного варианта употребления или исправить речевую ошибку. Ситуации жизни и условия общения диктуют выбор наиболее оптимальных коммуникативных форм, а ошибки препятствуют этому, нарушая процесс общения. Только систематическая работа, направленная на поиск ошибок, осознавание их характера, анализ причин их появления позволит постепенно избавиться от ошибок в речи в реальных условиях общения.

Овладение нормами современного литературного языка есть только первый этап формирования осознанного отношения к ресурсам родного языка социально активной личности, умения пользоваться ими в данный момент и в данной ситуации со всеми оттенками и вариантами, которые дает русская речь.

Член-корреспондент РАО, д-р филол. наук, профессор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина О.Д. Митрофанова

Орфоэпия – совокупность произносительных норм литературного языка. Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий рекомендации в области произношения гласных и согласных звуков, их сочетаний, отдельных грамматических форм, заимствованных слов, а также в области ударения.

Произношение и ударение – специфические явления устной речи, которые часто не отражаются в должной мере на письме. Именно по этой причине возникают трудности в соблюдении норм произношения и ударения, отсюда важность правильного произношения в современном литературном языке, когда интенсивно развивается устная форма речи. В последние десятилетия люди стали больше говорить и слушать, нежели читать и писать.

Чем же обусловлено нарушение орфоэпических норм? Источники отступлений от орфоэпических норм – развитие языка и влияние нелитературных вариантов (диалекты, просторечие). Вариант «младшей» нормы при своем возникновении, вариант «старшей» нормы при своем уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушения нормы.

Читайте также:  Ли быть задержка прививки

Говорите правильно! В случае затруднений при выборе того или иного произносительного варианта обращайтесь к «Орфоэпическому словарю русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы» под редакцией Р.И. Аванесова (М., 2001).

1. Только [‘е] произносится в словах:

афера, бытие, гололедица, гренадер, житие, забредший, отцветший, недоуменный, одноплеменник, опека, оседлый, преемник и т. д.

2. Только [‘о] произносится в словах:

безнадёжный, блёстка, жёрдочка, издёвка, клёст, манёвры, новорождённый, осётр, остриё, платёжеспособный, пересёдланный, перенёсший, приёмник, трёхведёрный.

3. Можно отметить произносительные варианты:

белёсый – белесый, жёлчь – желчь, решётчатый – решетчатый.

4. На месте двойных согласных букв могут произноситься как долгие, так и краткие согласные. Двойной согласный не произносится в словах:

ассамблея, ассоциация, ассортимент, класс, корреспондент, суббота, миллиард, грамматика, аккредитив, выданный, стеклянный, рассеянный и т. д.

Двойной согласный сохраняется в произношении слов: диссонанс, ванна, касса, масса, гамма, ирреальный, манна (небесная).

5. На месте букв э, е после гласных в иноязычных словах произносится звук [э]:

проект, проектировщик, пируэт, силуэт, дуэль, поэзия.

6. Только твердо произносятся согласные перед е в ряде иностранных слов:

анестезия, антитеза, артерия, бактерия, бета, бизнесмен, буриме, ватерлиния, капелла, антенна, ателье, генетика, детектив, бутерброд, гротеск, фонема, тембр, тест и др.

7. Только мягко произносятся согласные перед е в словах: брюнет, дегустация, декорация, демагог, тенор, термин, терапевт, Одесса, фанера, шинель и др.

8. Допускается вариантное произношение (как твердое, так и мягкое) в словах:

бассейн, декан, претензия, террор, трек, термодинамика, стратегия, сейф, нейрохирургия и др.

Нормы ударения (акцентологические нормы)

Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (может перемещаться в разных грамматических формах одного и того же слова). Из-за этого возникают литературные варианты ударения. Эти варианты могут оцениваться либо как равноправные аржа – баржа, отраслей – отраслей), либо один из вариантов может быть более или менее предпочтительным аркетинг, в разговорной речи – маркетинг).

Тест для подготовки к ЦТ по теме “Нормы языка”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Тест для подготовки к ЦТ по теме «Нормы языка»

1. Речевые ошибки допущены в предложениях:

Дедушка в нашей семье обладает общепризнанным авторитетом и уважением.

Решимость высказываний кандидата в депутаты понравилась публике.

Слово предоставляется следующему докладчику.

В двадцать восемь лет Сергей Есенин уже был автором известных всем стихов.

В будние дни в конторе яблоку негде упасть: шум, толчея, много поситителей.

2. Морфологические нормы нарушены в предложениях:

Инженеры нашего отдела создали экспериментальный образец станка нового поколения.

Он остановился, чтобы спросить, сколько время осталось до начала сеанса.

Эта стиральная машина полощет и отжимает бельё в автоматическом режиме.

Туман над рекой становился всё гуще.

За один день наши танкисты уничтожили более четыреста фашистских танков.

3. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

Успех в работе придёт, лишь осознав все ошибки и недостатки.

Вопреки распространённому среди моряков суеверию, женщины на корабле могут приносить удачу.

Мне подарили три красных гвоздики.

Посмотрев этот фильм, я подумал, что книгу, по которой он поставлен, стоит прочитать.

В совещании приняли участие врачи, медсёстры и хирурги.

4. Речевые ошибки допущены в предложениях:

Писателю удалось шагнуть глубоко вперёд в разработке темы маленького человека.

В первую десятидневную декаду погода не потерпит существенных изменений.

Всем желающим в нашем банке представляется кредит на покупку сложной бытовой техники.

Мягкий морской климат и целебный воздух благотворно повлияли на её здоровье.

Город Орша сейчас довольно крупногабаритный населённый пункт.

5. Морфологические нормы нарушены в предложениях:

У обеих моих соседок есть свои огороды.

Редакторы всех крупных газет были на этой встрече.

Помоли кофе, а то у нас кончился растворимый.

Прививки против гриппа сделаны двести двадцать трём ученикам школы.

Эта модель принтера более современнее.

6. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

За три последних года в учебной программе ничего не изменилось.

Покупатели отметили большой выбор мужской, женской и резиновой обуви в новом магазине.

В докладе он подчёркивал о том, что соответствующие ведомства плохо согласовывают свои действия.

Наблюдая за выступлением танцоров, у вас может возникнуть желание записаться в танцевальную студию.

На открывшейся во Дворце искусств выставке мы увидели картины, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников.

7. Речевые ошибки допущены в предложениях:

Благозвучная гармония пушкинских стихов волнует душу каждого, кто любит поэзию.

Хорошо ли ты поступил, я не знаю, но выбор брошен, и отступать некуда.

Ермолова, безусловно, являлась в театре звездой главной величины.

Воспитанники детского дома произвели на гостей хорошее впечатление.

В двадцати залах музея было представлено около пяти тысяч экспонатов.

8. Морфологические нормы нарушены в предложении:

Возьми с собой несколько пляжных полотенец.

Все аэропорта региона закрыты из-за нелётной погоды.

Ляжьте на пол, руки вытяните вдоль туловища.

Мне кажется, что ты совершил серьёзнейшую ошибку.

Обоих актрис зрители хорошо знают.

9. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

Прочитав интересную книгу, началась подготовка к читательской конференции.

Согласно плану развития строительного комплекса, будет осуществляться утепление жилых домов, построенных в 1965-1975 годах.

Я хочу купить три белых розы.

Героями этих сказок были кошки, собаки, домашние животные и овцы.

Они следовали шаг за шагом по прокладываемому пути учителем.

10. Речевые ошибки допущены в предложениях:

В исследовательской литературе иногда встречается неверное толкование финальных сцен романа.

Зачем же переделывать муху в слона, рассказывая об этих досадных мелочах?

Актёры много работают над мимикой лица.

Было проявлено много усилий по благоустройству детских площадок.

В двадцатом веке люди значительно ухудшили среду обитания многих представителей флоры и фауны.

11. Морфологические нормы нарушены в предложениях:

Пользуйтесь ручками с синими или чёрными чернилами.

По обоим сторонам дороги росли высокие тополя.

Наш посёлок находится в пятистах километрах от столицы.

Познакомьтесь, это наши тренера по тяжёлой атлетике.

Положи в чемодан три-четыре носков.

12. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

На нашем предприятии перерабатывается треска, палтус, морская рыба, сельдь.

Четыре рыболовецких судна вышли в море.

Он подошёл к ребёнку и, улыбаясь, протянул ему игрушку.

Согласно приказа все должны пройти инструктаж по технике безопастности.

Наше издательство опубликовало три новых повести известного автора.

13. Речевые ошибки допущены в предложениях:

При переработке и консервировании апельсины почти не теряют своих вкусовых качеств.

Мало мы ещё уделяем значения развитию экологического туризма.

Солисты оперы приехали на гастроли в сопровождении своего музыкального аккомпаниатора.

Он не успокоился до тех пор, пока я не прочитал этот роман от корки до конца.

Мы принялись разбирать старые вещи, до работы не ладилось, всё валилось с рук.

14. Морфологические нормы нарушены в предложениях:

Один фунт равен примерно триста пяти миллиметрам.

Летом ученики нашей школы выезжают в оздоровительные лагеря.

Поднимитесь на второй этаж, если захочете отдохнуть.

Движения дрессировщика стали более осторожными.

С нами в гостинице жили директора двух небольших фирм.

15. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

Благодаря использованию инфракрасной съёмки, удаётся выявить строительные дефекты, приводящие к увеличению тепловых потерь.

Приступив к работе над докладом, мы записались в две городские библиотеки.

Мне понравились лежащие серьги на витрине.

Вопреки утверждённым правилам пунктуации, журналисты часто употребляют вместо двоеточия тире, которое кажется им более выразительным знаком.

Вузы, учебные заведения и техникумы каждый год выпускают специалистов, которые нужны на производстве.

16. Речевые ошибки допущены в предложениях:

Современники высоко оценили патриотический пафос некрасовской поэзии.

Супруги были противоположными антиподами как в привычках так и во взглядах на жизнь.

Все беды и лишения мы сумели превзойти и превозмочь.

Экологи и лесоводы должны искать решение, которое поможет спасти природные леса.

У меня от внезапного удара словно искры из глаз засверкали.

17. Морфологические нормы нарушены в предложениях:

Каждой семье выплатили по трёхсот тысяч рублей.

Едьте лучше на метро.

Взвесьте, пожалуйста, три килограмма апельсинов.

Я люблю, чтобы кисель был жиже.

Возьми с собой запасную пару лыжных ботинок.

18. Синтаксические нормы допущены в предложениях:

Согласно свидетельствам очевидцев, водитель не сделал ничего для того, чтобы избежать столкновения.

На ярмарке, состоявшейся в прошлое воскресенье, продавали лук, картофель, яблоки, чеснок и овощи.

Поступили в продажу три новых моделей мониторов.

Автор написал свою поэму по мотивам бытующих на Урале легенд, которые он слышал ешё от бабушки.

Поняв смысл слов мамы, у меня испортилось настроение.

19. Речевые ошибки допущены в предложениях:

Я мечтаю усвоить профессию программиста, потому что она очень интересная.

Мой друг поставил перед собой задачу составить карьеру.

После отъезда незваных гостей у всех в доме будто гора с плеч скатилась.

Всем желающим предоставлено право воспользоваться уникальными сайтами университетской библиотеки.

Я не хочу так категорически формулировать свои требования.

20. Морфологические нормы нарушены в предложениях:

Оказывается, из макарон можно приготовить вкусный салат.

Бежи скорее: поезд отходит через семь минут!

Сколько басней Крылова ты знаешь?

В этом месяце продано более трёхста пятидесяти велосипедов.

После работы еда вкуснее.

21. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:

Очутившись в ледяной воде, меня сначала охватила дрожь.

Вопреки нашим опасениям, встреча получилась не только полезной, но и приятной.

В честь дня славянской письменности в библиотеках, школах и учебных заведениях были проведены торжественные собрания.

Я загадала малышам две смешных загадки.

Журналист беседовала с участвовавшей командой футболистов в чемпионате

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • Науменок Наталья АнатольевнаНаписать 2120 24.10.2016

Номер материала: ДБ-287461

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    24.10.2016 235
    24.10.2016 237
    24.10.2016 166
    24.10.2016 482
    24.10.2016 1574
    24.10.2016 325
    24.10.2016 165

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию