Клинические рекомендации лечению детей - Vosvet.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Клинические рекомендации лечению детей

Клинические рекомендации лечению детей

В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» клинические рекомендации в настоящее время определяются в качестве документа, содержащего основанную на научных доказательствах структурированную информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации.

Данным Федеральным законом определен переходный период до 31 декабря 2021 года, необходимый для пересмотра и утверждения клинических рекомендаций в соответствии с вводимыми законопроектом нормами. Утвержденные клинические рекомендации будут содержать параметры, отражающие правильность выбора методов диагностики и лечения на основе принципов доказательной медицины. Применение клинических рекомендаций позволит медицинским работникам определить тактику ведения пациента с конкретной нозологией на всех этапах оказания медицинской помощи.

Клинические рекомендации будут использованы как основа для разработки остальных регламентирующих процесс оказания медицинской помощи документов, в том числе стандартов и порядков оказания медицинской помощи, а также критериев оценки качества оказания медицинской помощи. Таким образом, по окончании переходного периода будет создана целостная система управления качеством медицинской помощи, основанная на клинических рекомендациях, учитывающих лучшие мировые практики.

Министерством здравоохранения Российской Федерации издан ряд приказов, регламентирующих работу по формированию клинических рекомендаций:

  1. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 101н «Об утверждении критериев формирования перечня заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), по которым разрабатываются клинические рекомендации». В настоящее время данный перечень размещен на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации https://www.rosminzdrav.ru/poleznye-resursy/nauchno-prakticheskiy-sovet;
  2. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 102н «Об утверждении Положения о научно-практическом совете Министерства здравоохранения Российской Федерации»;
  3. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 103н «Об утверждении порядка и сроков разработки клинических рекомендаций, их пересмотра, типовой формы клинических рекомендаций и требований к их структуре, составу и научной обоснованности включаемой в клинические рекомендации информации»;
  4. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 № 104н «Об утверждении порядка и сроков одобрения и утверждения клинических рекомендаций, критериев принятия научно-практическим советом решения об одобрении, отклонении или направлении на доработку клинических рекомендаций либо решения об их пересмотре».

Согласно приказу Минздрава России от 28.02.2019 № 103н «Медицинские профессиональные некоммерческие организации разрабатывают проекты клинических рекомендаций и организуют их общественное обсуждение, в том числе с участием научных организаций, образовательных организаций высшего образования, медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, их ассоциаций (союзов), указанных в части 5 статьи 76 Федерального закона N 323-ФЗ, а также посредством размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно приказу Минздрава России № 102н от 28.02.2019 г., после разработки клинические рекомендации далее будут рассматриваться Научно-практическим советом Минздрава России и одобряться, отклоняться либо направляться на доработку в соответствии со сроками и критериями, регламентированными приказом Минздрава России 104н.

При положительном решении научно-практического совета Минздрава России клинические рекомендации утверждаются профессиональными некоммерческими организациями.

В связи с вышеуказанным, сообщаем вам о начале разработки медицинской профессиональной некоммерческой организацией Союз педиатров России клинических рекомендаций по заболеваниям, состояниям (группам заболеваний, состояний), включенным в Перечень, по которым должны быть разработаны/актуализированы клинические рекомендации. Соответствующее уведомление о разработке направлено в установленной форме в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Сообщаем также, что формирование рабочих групп будет осуществляться в сотрудничестве с медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по соответствующим профилям и включать, в том числе, специалистов, оказывающих медицинскую помощь пациентам взрослой возрастной категории.

Союз педиатров России широко привлекает к формированию клинических рекомендаций профессиональные сообщества, а также научные, образовательные организации и общественность.

Президент Союза педиатров России,
Главный внештатный детский специалист по профилактической медицине Минздрава России,
акад. РАН Л.С. Намазова-Баранова

Почетный Президент Союза педиатров России,
Главный внештатный специалист педиатр Минздрава России,
акад. РАН А.А. Баранов

Актуальные версии клинических рекомендаций.

Минздрав предложил лечить простуду по-новому

Союз педиатров России обновил рекомендации по лечению ОРВИ у детей (а Минздрав их одобрил). Самое главное: витамин С и гомеопатия признаны не эффективными. Что еще рекомендуют врачи и почему это важно, «Только спросить» объясняет ниже.

Автор: Мария Русскова.

ОРВИ — самое частое заболевание в РФ, в прошлом году им болели 18 млн детей. Это в принципе самое распространенное детское заболевание — оно может встречаться больше 8 раз в год даже у здоровых малышей.

Рекомендации для педиатров обновляют регулярно — раз в три года, как и большинство аналогичных документов по другим болезням. Но обновление-2018 получилось кардинальным.

Что хорошего в новых рекомендациях?

Они практически соответствуют принципам доказательной медицины. В них почти нет методов лечения, эффективность которых не доказана исследованиями и не признана мировым медицинским сообществом.

⛔️ Лечить детские ОРВИ больше не рекомендуют:

— антибиотиками (если ОРВИ без осложнений).

— витамином С, так как он не влияет на течение болезни.

⛔️ Препараты, которые не рекомендуют назначать:

— антигистаминные препараты первого поколения (например, «Супрастин»),

— гомеопатические средства (например, «Анаферон»),

— противовирусные препараты с иммунотропным действием (например, «Кагоцел» или «Иммунал»),

Как рекомендуют лечить детскую простуду без осложнений:

— промывать нос физраствором,

— обтирать ребенка водой комнатной температуры,

— если температура выше 39 °С — дать парацетамол или ибупрофен,

— использовать леденцы, пастилки и сосудосуживающие капли в нос (на основе фенилэфрина, оксиметазолина и ксилометазолина) для облегчения боли в горле и насморка.

Что рекомендуют для профилактики простуды:

— вакцинировать детей от гриппа,

— надевать медицинскую маску (из текста рекомендаций не очень понятно, кому именно — больному или здоровому ребенку),

— чаще проветривать помещения,

— отказаться от иммуномодуляторов, растительных препаратов, витамина С и гомеопатических лекарств.

Самый спорный момент документа

Детям с частыми простудами советуют принимать системные бактериальные лизаты. Судя по указанными в рекомендациях кодам лекарственных препаратов, речь идет все о тех же иммуномодуляторах, механизм действия которых на сегодняшний день не уточнен. В зарубежных рекомендациях по профилактике ОРВИ у детей их нет.

Все педиатры обязаны следовать новым рекомендациям?

Это тонкий момент. Клинические рекомендации — в прямом смысле рекомендации, а не нормативные правовые акты. Их разрабатывают на основе научных исследований, но следовать им врачи в России не обязаны.

В Госдуме есть законопроект, предлагающий наказывать врачей за нарушение клинических рекомендаций, однако он пока не принят.

Что делать, если педиатр назначает лечение вопреки рекомендациям?

АНДРЕЙ МАКСИМОВ, заместитель главного врача DOC+ по педиатрии:

«На рекомендациях стоит гриф Минздрава, но написаны они Союзом педиатров. А это — профессиональное сообщество. В России отсутствует законодательство о профессиональных сообществах, поэтому уповать на законность или незаконность ситуации — очень “жидко”».

Если понимаете, что педиатр лечит ОРВИ вопреки новым рекомендациям — например, назначает признанные неэффективными препараты от кашля или сразу выписывает антибиотики — есть два пути.

Читайте также:  Птоз лечение в домашних условиях

Уточнить, почему он это делает. Врачи лечат в том числе исходя из собственного практического опыта, поэтому их рекомендации могут отличаться от официальных.

Обратиться к другому врачу. Если ваш педиатр не сумел вас убедить, и вы сомневаетесь в назначенном лечении, попробуйте услышать другое мнение и рекомендации.

А можно прочитать новые рекомендации и всегда самостоятельно лечить ребенка?

АНДРЕЙ МАКСИМОВ, заместитель главного врача DOC+ по педиатрии:

«Не стоит. Помните, что типичные проявления ОРВИ — насморк, температура, чихание, кашель, боль в горле могут быть симптомами и других проблем. И тут важно понять, с чем именно они связаны: с прорезыванием зубов, когда ничего делать не нужно, с серьезным вирусным заболеванием или бактериальной инфекцией. Без педиатра это невозможно. Поэтому ради безопасности ребенка нужен осмотр врачом и его экспертное мнение».

Памятка: когда звонить педиатру

— температура поднялась выше 38 °С,

— она держится дольше 3 дней,

— ребенку хуже, чем обычно бывает при температуре,

— есть сыпь, боль в горле, головная боль, рвота или понос,

— жаропонижающее не помогло спустя 30–40 минут.

Диагностика и принципы лечения дефицитных анемий у детей (в таблицах и схемах)

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Читайте в новом номере

На основании данных современной литературы и анализа собственных клинических наблюдений освещены клинико-анамнестические и лабораторные особенности железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемий у детей. Представлены основные принципы верификации причин анемического синдрома, обусловленного недостаточностью в организме ребенка железа, фолиевой кислоты и витамина В12. Изложены ключевые положения, лежащие в основе дифференциального диагноза между железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемиями. Представлены принципы лечения указанных дефицитных анемий у детей. Выявление анемии у ребенка определяет необходимость обязательного уточнения причин указанного патологического состояния. При этом своевременная верификация этиологии анемии позволяет без промедления начать адекватную терапию, что определяет ее эффективность и улучшает качество жизни ребенка в целом. Поздняя диагностика и отсутствие адекватной терапии при этом приводят к прогрессированию патологических процессов. Это негативно сказывается на росте и развитии детского организма, ухудшает качество жизни ребенка. Принимая во внимание актуальность данной проблемы, авторы пришли к выводу о необходимости представить для практикующих врачей-педиатров ключевые положения по дифференциальной диагностике и лечению анемий, обусловленных дефицитом железа, фолиевой кислоты и витамина В12 у детей.

Ключевые слова: анемия, витамин В12-дефицитная анемия, дети, железодефицитная анемия, фолиеводефицитная анемия.

Для цитирования: Заплатников А.Л., Османов И.М., Ефимов М.С., Дементьев А.А., Чабаидзе Ж.Л., Майкова И.Д., О.А. Кузнецова, А.С. Воробьева, Е.Р. Радченко, Гончарова Л.В., Гавеля Н.В. Диагностика и принципы лечения дефицитных анемий у детей (в таблицах и схемах) // РМЖ. Медицинское обозрение. 2019. №3. С. 2-5

Diagnosis and treatment principles of deficiency anemia in children (in tables and diagrams)
A.L. Zaplatnikov 1,2 , I.M. Osmanov 2 , M.S. Efimov 1 , A.A. Dementiev1, Zh.L. Chabaidze 1 , I.D. Maikova 2 , O.A. Kuznetsova 2 , A.S. Vorobieva 2 , E.R. Radchenko 2 , L.V. Goncharova 2 , N.V. Gavelia 2

1 Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow
2 Z.A. Bashlyaeva Children’s City Clinical Hospital, Moscow

The article highlights the clinical, anamnestic and laboratory properties of iron-deficiency, folic acid-deficiency, and vitamin B12-deficiency anemia in children, based on the data of modern literature and in-house clinical observation analysis. The basic verification principles of the anemic syndrome causes associated with iron, folic acid and vitamin B12 deficiency in children are presented. The fundamental provisions underlying the differential diagnosis between iron-deficiency, folic acid-deficiency, and vitamin B12-deficiency anemia are also reviewed. In addition, the article describes the treatment principles in children with nutritional deficiency anemia. Anemia manifestation in a child determines the need for mandatory cause clarification of this pathological condition. At the same time, timely verification of the anemia etiology allows starting adequate therapy without delay, which determines its effectiveness and improves the child’s life quality as a whole. Late diagnosis and lack of adequate therapy, however, lead to the pathological processes progression. This has a negative impact on the child’s body growth and development and worsens his life quality in general. The authors came to the conclusion that it is necessary to present fundamental provisions for practicing pediatricians on anemia differential diagnosis and treatment associated with iron, folic acid and vitamin B12 deficiency in children, taking into account this problem urgency.

Keywords: anemia, vitamin B12-deficiency anemia, children, iron-deficiency anemia, folic acid- deficiency anemia.
For citation: Zaplatnikov A.L., Osmanov I.M., Efimov M.S. et al. Diagnosis and treatment principles of deficiency anemia in children (in tables and diagrams). RMJ. Medical Review. 2019;3:6–9.

В статье освещены клинико-анамнестические и лабораторные особенности железодефицитной, фолиеводефицитной и витамин В12-дефицитной анемий у детей. Представлены основные принципы дифференциальной диагностики и лечения указанных дефицитных анемий у детей.

Дифференциальная диагностика ДА у детей

Критерием анемии, независимо от этиологии, является снижение уровня гемоглобина (Hb) ниже возрастной нормы. Так, синдром анемии констатируют, если концентрация Hb в капиллярной крови ниже: 110 г/л — у детей в возрасте от 1 мес. до 5 лет, 115 г/л — у детей 6–12 лет, 120 г/л — у детей старше 12 лет и подростков. Кроме этого, зная уровень Hb, можно определить тяжесть анемического синдрома. Так, для детей, достигших месячного возраста и старше, снижение Нb до 90 г/л является признаком анемии легкой степени, уровень Нb в пределах 70–90 г/л характерен для анемии средней тяжести, а падение Нb ниже 70 г/л определяет тяжелую степень анемии [1–4].
Нозологическая верификация характера анемии проводится на основе анализа клинико-анамнестических данных, результатов лабораторного и, если необходимо, инструментального обследования пациента. Общими клиническими проявлениями анемии, независимо от этиологии, являются повышенная утомляемость, снижение работоспособности, склонность к инфекциям. Среди дополнительных симптомов, которые могут отмечаться при ЖДА, — извращение аппетита и пристрастие к необычным запахам, изменение ногтевых пластин, расслоение ногтей, выпадение волос, атрофия сосочков языка, дисфагия. В свою очередь, при витамин В12-дефицитной анемии имеют место неврологические нарушения (атаксия, парестезии, гипорефлексия и другие проявления фуникулярного миелоза), «лакированный» язык и желтуха. Непрямая гипербилирубинемия может также отмечаться и при фолиеводефицитной анемии (табл. 1).

Наличие желтухи и анемии при этом нередко становится причиной ошибочного заключения о гемолитическом характере анемии, если врач не обращает внимания на отсутствие ретикулоцитоза. Следует отметить, что иктеричность при анемиях, обусловленных дефицитом витамина В12 или фолиевой кислоты, связана с неэффективным эритропоэзом и повышенным разрушением предшественников эритроцитов в костном мозге [1–3, 5–7].
Несмотря на описанные выше симптомы, типичные для конкретных ДА, их клинические проявления могут быть слабо выражены при легкой степени анемии, особенно у детей раннего возраста. В связи с этим этиологическая верификация генеза анемического синдрома проводится на основании не только клинических проявлений и анамнестических данных. Обязательным условием установления диагноза является корректная трактовка результатов лабораторного обследования. При этом минимально достаточным уровнем лабораторного обследования является проведение клинического и биохимического анализов крови.
Хорошо известно, что показаниями к исследованию клинического анализа крови для исключения анемии у детей являются анамнестические (недоношенность, задержка внутриутробного развития, исключительно грудное вскармливание ребенка, если мать имеет хронические заболевания кишечника или является вегетарианкой и др.) и/или клинические факторы риска (геморрагический синдром, синдром мальабсорбции, инфекционно-воспалительные заболевания, желтуха, лимфаденопатия, гепато- или спленомегалия и другие патологические состояния). При оценке результатов клинического анализа крови нельзя ограничиваться только поиском лабораторных признаков анемии. Обязательно должны быть проанализированы все параметры гемограммы (эритроциты и их индексы, ретикулоциты, тромбоциты и их индексы, общее количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, а также абсолютное количество нейтрофилов, лимфоцитов, моноцитов и эозинофилов, СОЭ). Это позволяет уже при первичном обращении пациента очертить круг основных причин выявленной анемии и наметить основные диагностические мероприятия для расшифровки генеза заболевания [1–4].
Так, для ЖДА типичными признаками являются: гипохромия и микроцитоз эритроцитов при нормальном уровне ретикулоцитов, если недостаточное содержание железа в организме обусловлено алиментарными факторами или синдромом мальабсорбции. В тех же случаях, когда ЖДА имеет постгеморрагический генез, гипохромия и микроцитоз эритроцитов будут сопровождаться ретикулоцитозом [1–4]. В свою очередь для анемий, обусловленных недостатком в организме как фолиевой кислоты, так и витамина В12, характерны гиперхромия и макроцитоз эритроцитов, а также ретикулоцитопения (табл. 2).

Кроме этого, при фолиево- и витамин В12-дефицитной анемиях могут встречаться лейко- и тромбоцитопения, гиперсегментация нейтрофилов. С учетом того, что в ряде случаев ДА имеет комбинированный генез, при котором дефицит железа сочетается с дефицитом фолиевой кислоты или витамина В12, типичные гематологические признаки могут не выявляться или быть разнонаправленными. Это определяет необходимость обязательного проведения биохимического анализа крови с определением, кроме общепринятых показателей, таких параметров, как железо, железосвязывающая способность, процент насыщения трансферрина, ферритин, фолиевая кислота и витамин В12 [6, 7]. Особо следует подчеркнуть, что ферритин должен определяться вместе с С-реактивным белком (СРБ). При этом оценивать уровень ферритина можно только в тех случаях, когда значения СРБ находятся в пределах нормативных. Это объясняется тем, что ферритин относится к протеинам воспаления и его уровень повышается при воспалительных процессах в организме. В связи с этим нормальный или высокий уровень ферритина при повышенных значениях СРБ может стать причиной ошибочного заключения об отсутствии железодефицитного состояния [2–4]. Особенности биохимического анализа крови при различных вариантах ДА представлены в таблице 2.

Читайте также:  Можно ли давать детям корень солодки сироп

Лечение ДА у детей

Заключение

Только для зарегистрированных пользователей

Клинические рекомендации по лечению сахарного диабета у детей

Сахарный диабет все чаще диагностируется в детском возрасте и занимает второе место по частоте случаев среди хронических детских заболеваний.

Эта врожденная и неизлечимая патология вызвана нарушениями углеводного обмена и характеризуется повышением концентрации сахара в кровяной плазме.

От своевременной диагностики и лечения зависит здоровье маленького пациента и вероятность развития тяжких осложнений.

Классификация заболевания

Патогенез заболевания заключается в затруднении всасывания глюкозы в клетки органов, что приводит к ее накоплению в крови. Происходить это может по причине недостаточного синтеза инсулина или при потере клеточными рецепторами чувствительности к гормону.

На основании различий в механизме развития болезни сахарный диабет разделяют на несколько типов:

  1. СД 1 тип – инсулинозависимый диабет. Развивается вследствие разрушения тканей поджелудочной железы, ответственных за производство инсулина. В результате вырабатывается недостаточное количество гормона и уровень глюкозы в плазме крови начинает расти. 1 тип диабета является врожденным заболеванием и в основном диагностируется у детей и подростков от рождения до 12-летнего возраста.
  2. СД 2 тип – инсулинонезависимая форма патологии. В этом случае недостатка в инсулине не наблюдается, но клетки становятся невосприимчивы к гормону и всасывание глюкозы в ткани затрудняется. Это также приводит к повышению содержания сахара в организме. СД 2 типа в детском возрасте практически не обнаруживается и развивается в течение жизни. Более подвержены недугу взрослые пациенты старше 35-40 лет.

Патология классифицируется по степени тяжести протекания:

  • 1 степень – легкая форма со стабильным уровнем сахара в плазме, не превышающем 8 ммоль/л;
  • 2 степень – среднетяжелое состояние с изменением показателей глюкозы в течение дня и концентрацией, достигающей 14 ммоль/л;
  • 3 степень – тяжелая форма с повышением уровня глюкозы свыше 14 ммоль/л.

По реакции на лечение диабет различается на фазы:

  • фаза компенсации – на фоне терапии показатели сахара поддерживаются на уровне допустимых норм;
  • фаза субкомпенсации – незначительное превышение уровня глюкозы в результате лечения;
  • фаза декомпенсации – организм не реагирует на проводимую терапию и показатели сахара значительно превышены.

Причины патологии

Этиология заболевания отличается в зависимости от типа патологии.

Так, к причинам, провоцирующим развитие инсулинозависимой формы, можно отнести:

  • патологии поджелудочной железы;
  • длительные стрессы;
  • искусственное вскармливание у новорожденных детей;
  • вирусные заболевания;
  • тяжелое отравление токсичными веществами;
  • врожденные аномалии поджелудочной железы.

СД 2 типа развивается вследствие таких факторов:

  • генетическая предрасположенность;
  • разные степени ожирения;
  • ранняя беременность;
  • малоподвижный образ жизни;
  • нарушения в питании;
  • прием препаратов, содержащих гормоны;
  • половое созревание;
  • заболевания эндокринной системы.

В большинстве случаев возникновение диабета у детей нельзя предотвратить, как это можно сделать у взрослых, исключив из жизни факторы, способные спровоцировать нарушение углеводного обмена.

Симптомы диабета у детей

Клиника патологии у новорожденного характеризуется следующими симптомами:

  • необъяснимое снижение веса;
  • учащенное мочеиспускание и выделением большого количества мочи;
  • сильная жажда;
  • светлая и прозрачная урина;
  • высокий аппетит;
  • склонность к опрелостям и появлению гнойничковой сыпи;
  • появление крахмальных пятен на нижнем белье и пеленках;
  • заболевания десен;
  • вялость и плаксивость;
  • высокая восприимчивость к вирусным и инфекционным заболеваниям.

В более старшем возрасте можно обратить внимание на такие признаки:

  • быстрая утомляемость;
  • ухудшение работоспособности и успеваемости в школе;
  • снижение остроты зрения;
  • дневная сонливость и бессонница;
  • сухость кожи и слизистых полости рта;
  • появление чувства зуда;
  • повышенное потоотделение;
  • увеличение массы тела;
  • раздражительность;
  • склонность к грибковым и бактериальным инфекциям.

Внимательное наблюдение за ребенком позволит вовремя обнаружить первые тревожные симптомы и диагностировать заболевание на ранних этапах формирования. Своевременно начатое лечение поможет предотвратить развитие осложнений и поддерживать хорошее самочувствие маленького пациента.

Видео от доктора Комаровского о причинах и симптомах сахарной болезни:

Осложнения

Повышенная концентрация в крови сахара приводит к развитию острых и хронических осложнений. Острые последствия формируются в течение нескольких дней и даже часов, и в этом случае требуется неотложная помощь медиков, иначе повышается риск летального исхода.

Читайте также:  Гул в ушах причины и лечение

К таким осложнениям относятся следующие патологические состояния:

  1. Гипергликемия – возникает вследствие резкого повышения уровня глюкозы. Наблюдается учащенные позывы к мочеиспусканию и неутолимая жажда. Малыш становится вялым и капризным. Возникают приступы рвоты, нарастает слабость. Малыш жалуется на головную боль. В дальнейшем учащается пульс и повышается давление. Если вовремя не оказать помощь, то развивается предкоматозное состояние, потом происходит потеря сознания и наступает кома.
  2. Кетоацидотическая кома – опасное состояние, сопровождающееся снижением давления и болями в животе. У малыша краснеет лицо, язык становится малиновым и покрывается густым белым налетом. Изо рта появляется ацетоновый запах, и ребенок быстро слабеет. Затрудняется речь, появляется шумное дыхание. Сознание мутнеет и возникает обморок.
  3. Гипогликемическая кома – причиной гипогликемии становится значительное снижение концентрации сахара в плазме. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно. Он то становится вялым и апатичным, то излишне возбужден. Повышается чувство голода и жажды. Кожа становится влажной, расширяются зрачки, нарастает слабость. Состояние можно купировать, дав больному сладкий сок или кусочек шоколада и срочно вызвать скорую, иначе развивается предкоматозное состояние и ребенок теряет сознание.

Высокий уровень глюкозы изменяет состав и свойства крови и вызывает нарушение кровообращения. В результате кислородного голодания поражаются внутренние системы организма и снижается функциональная способность органов.

Такие патологические изменения развиваются длительно, но являются не менее опасными осложнениями, чем комы.

Часто на фоне диабета формируются такие заболевания:

  1. Нефропатия – тяжелое поражение почек, приводящее к развитию почечной недостаточности. Опасное осложнение, угрожающее жизни больного и требующее пересадки пораженного органа.
  2. Энцефалопатия – сопровождается эмоциональной нестабильностью и без своевременного лечения приводит к психическим расстройствам.
  3. Офтальмопатия – вызывает повреждение нервных окончаний и сосудов глаз, что провоцирует катаракту, косоглазие, ухудшение зрительной функции. Основную опасность представляет высокая вероятность отслойки сетчатки, что приведет к слепоте.
  4. Артропатия – в результате осложнения нарушается подвижность суставов и возникает выраженный болевой синдром.
  5. Нейропатия – в этом случае страдает нервная система. Могут наблюдаться боли и онемение в ногах, снижение чувствительности конечностей. Возникают нарушения в работе пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.

Вероятность развития осложнений и тяжесть течения последствий зависит от того, лечится ли сахарный диабет и насколько грамотно подобрана терапия. Чем лучше компенсируется избыток глюкозы в организме, тем больше шансов снизить поражение внутренних органов и предотвратить развитие комы.

Диагностика

Сестринский процесс имеет большое значение уже на начальных этапах диагностирования сахарного диабета у детей.

Медицинская сестра оказывает помощь в сборе данных, необходимых для составления ясной картины о возможных причинах развития заболевания, принимает участие в подготовке маленького пациента к лабораторным и инструментальным исследованиям, осуществляет сестринский уход во время проведения терапии в условиях стационара и на дому.

Медсестра выясняет у родителей о сопутствующих и перенесенных заболеваниях у ребенка, о наличии у них или ближайших родственников диагностированного диабета. Узнает о жалобах, особенностях дневного распорядка малыша и его питания. Проводит осмотр телосложения пациента, оценку состояния кожных покровов и десен, измеряет давление и вес.

Следующим этапом будет проведение диагностических исследований:

  1. Общеклинический анализ мочи и крови.
  2. Исследование крови на наличие сахара. Превышение показателей 5,5 ммоль/л подтверждает диагноз.
  3. Тест на толерантность к глюкозе. Проводят два исследования крови, на голодный желудок и через пару часов после того, как пациенту дадут выпить раствор глюкозы. Уровень сахара выше 11 ммоль/л свидетельствует о развитии диабета.
  4. Анализ крови на уровень инсулина и гликозилированного гемоглобина. Высокий показатель инсулина говорит о возникновении 2 типа заболевания.
  5. Ультразвуковое исследование поджелудочной железы. Позволяет оценить состояние органа и обнаружить поврежденные участки железы.

Наличие в крови антител к инсулину, тирозинфосфатазе или глютаматдекарбоксилазе в сочетании с данными о процессе разрушения поджелудочной железы подтверждают 1 тип диабета.

Методы терапии

Клинические рекомендации при сахарном диабете у детей зависят от вида диагностированного заболевания.

Важными пунктами лечения являются:

  • медикаментозная терапия;
  • диетическое питание;
  • увеличение физической активности;
  • физиотерапия.

При 1 типе патологии основой терапии является инсулинотерапия. Инъекции делаются под кожу инсулиновым шприцем или помпой. Кожа предварительно очищается спиртосодержащим препаратом.

Вводить гормон нужно медленно и необходимо чередовать место введения, избегая попадать в ту же область тела.

Инъекции можно делать в складку живота, околопупочную область, в бедро, предплечье и лопатку.

Дозу и количество ежедневных инъекций рассчитывает врач, и необходимо строго соблюдать график введения инсулина.

Дополнительно могут назначаться такие препараты:

  • сахаропонижающие средства;
  • анаболические стероиды;
  • противовоспалительные и антибактериальные препараты;
  • средства, понижающие давление;
  • препараты сульфонилмочевины;
  • комплекс витаминов.
  • электрофорез;
  • иглоукалывание;
  • магнитотерапия;
  • электростимуляция;
  • массаж.

Соблюдение диетического питания является необходимым условием жизни маленького пациента.

Основные принципы диеты заключаются в следующем:

  • три основных приема пищи и три перекуса ежедневно;
  • основное количество углеводов приходится на первую половину дня;
  • сахар полностью исключить и заменить его на натуральные подсластители;
  • отказаться от употребления блюд, богатых быстрыми углеводами, сладостей и жирных продуктов;
  • удалить из рациона сдобную выпечку и хлебобулочные изделия из пшеничной муки;
  • ограничить потребление сладких фруктов;
  • вводить в питание больше свежей зелени, овощей, цитрусовых и несладких фруктов;
  • белый хлеб заменить на ржаной или из цельнозерновой муки;
  • мясные, рыбные и молочные продукты должны быть с низким содержанием жира;
  • ограничить в рационе соль, пряности и острые специи;
  • ежедневно выпивать необходимую для поддержания водного баланса норму чистой воды, в расчете 30 мл на килограмм веса.

Диетическое питание должно стать образом жизни и придерживаться его придется постоянно. Ребенка постарше необходимо обучить навыкам расчета ХЕ (хлебных единиц) и обращению с инсулиновым шприцем или шприц-ручкой.

Только в этом случае можно успешно поддерживать допустимый уровень сахара в кровяной плазме и рассчитывать на хорошее самочувствие ребенка.

Видео от мамы ребенка с диабетом:

Прогноз и профилактика

Что можно предпринять для предупреждения развития диабета? К сожалению, почти ничего, если заболевание обусловлено генетически.

Существует ряд профилактических мер, применение которых позволит лишь снизить фактор риска, то есть снизить вероятность возникновения эндокринных нарушений и уберечь ребенка от заболевания:

  • оградить малыша от стрессовых ситуаций;
  • прием любых медикаментозных препаратов, особенно гормональных должен осуществляться только по назначению врача;
  • новорожденный должен находится на грудном вскармливании;
  • более старшие дети должны придерживаться принципов правильного питания, не злоупотреблять сладостями и выпечкой;
  • следить за весом ребенка, не допуская развития ожирения;
  • проводить плановое обследование раз в 6 месяцев;
  • вовремя пролечивать воспалительные и инфекционные заболевания;
  • обеспечить ежедневные дозированные физические нагрузки.

Можно ли вылечить сахарный диабет? К сожалению, заболевание неизлечимо. При диабете 2 типа можно добиться продолжительной ремиссии и снизить необходимость приема сахаропонижающих препаратов, но при условии соблюдения строгой диеты и разумной физической активности.

Соблюдение всех рекомендаций врача и позитивный настрой, позволяет ребенку-диабетику вести нормальный образ жизни, расти, развиваться, учиться и практически ничем не отличаться от своих сверстников.

Ссылка на основную публикацию