Лечение заикания у детей 3 лет - Vosvet.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Лечение заикания у детей 3 лет

Причины и способы лечения заикания у детей 3-4 лет в домашних условиях: дыхательная гимнастика и народные средства

Заикание — дефект речи, связанный с психоэмоциональным состоянием ребенка 3-5 лет. Именно в этом возрасте начинается формирование речи, ребенок пытается повторять за окружающими отдельные звуки, слова и предложения, поэтому особенно важно помочь ему в этот сложный для него период. Логоневроз — это судорожное сокращение артикуляционных органов, проявляется он у 2% детей (чаще у мальчиков) сбитым ритмом, прерываниями, остановками и повторами в речи. Почему ребенок неожиданно становится заложником такого заболевания?

Причины заикания

Специалисты рекомендуют составить психологический портрет. Наиболее предрасположены к заиканию дети со слабовыраженными волевыми качествами, робкие и испытывающие стеснение при большом скоплении людей, чрезмерно впечатлительные, любящие фантазировать. Логопед, невролог и психолог, в первую очередь, определяют причины возникновения логоневроза и только потом приступают к лечению.

Поход к доктору поможет составить психологический портрет ребенка, который в ряде случаев приведет к выявлению причин заикания и поможет справиться с недугом

  • Наследственность

Заикание может быть заложено на генетическом уровне. Если в семье есть заикающийся родственник, то необходимо контролировать развитие речи ребенка уже на первых этапах, т.е примерно в 2-3 года. Слабость артикуляционного аппарата сопровождается чрезмерной впечатлительностью, тревогой, стеснением или страхами.

  • Тяжелая беременность матери

Сложные роды или даже неправильный, неосторожный образ жизни матери во время беременности также может повлиять на речь малыша. Обычно заикание может быть связано с повреждением головного мозга вследствие родовых травм, асфиксии во время родов, внутриутробных инфекций, гипоксии плода или гемолитической болезни новорожденного.

Рахит – нарушение костной и нервной систем, сопровождающееся дефицитом минерализации и размягчением трубных костей. Ребенок становится беспокойным, раздражительным, пугливым и капризным. Костные деформации вызывают не только физический, но и психологический дискомфорт. В результате стресс может повлечь за собой нарушение речи.

Сотрясение и различные травмы головы могут спровоцировать заикание не только у маленьких, но и взрослых детей.

  • Гипотрофия

Хронические расстройство питания и дистрофия — одна из самых страшных причин логоневроза. Гипотрофия способна вызвать не только заикание, но и нарушение дыхания, сердечной деятельности. Ребенок — это большая ответственность, поэтому молодые родители обязаны организовать правильный уход и максимально комфортные условия для развития и воспитания.

Существуют и другие речевые нарушения, которые могут спровоцировать заикание у детей: тахилалия (слишком быстрый темп речи), ринолалия и дислалия (рекомендуем прочитать: методы устранения дислалии у детей – неправильное звукопроизношение), дизартрия (малоподвижность органов речи, нарушение иннервации речевого аппарата). Самым опасным считается последнее заболевание.

  • Психические потрясения

Внешнее психическое воздействие, например, неожиданный испуг, стресс, запугивание со стороны родителей или незнакомых людей, конфликты со сверстниками также могут повлечь за собой логоневроз (рекомендуем прочитать: признаки испуга у ребенка как его лечить?). Потрясения могут быть не только негативными, но и чересчур позитивными/радостными.

Стресс у ребенка может негативно повлиять на речевые функции, даже если до этого развитие шло абсолютно нормально (рекомендуем прочитать: как лечится задержка речевого развития у детей 3-х лет?). Следствием чрезмерных эмоциональных реакций нередко становится заикание

Также дошкольники-левши, которых пытаются отучить писать левой рукой, могут начать заикаться, однако это явление встречается довольно редко. Главное — не давить на ребенка, так как чрезмерная настойчивость, нервозность и крики только усугубят положение.

Симптомы и виды заикания

Причины заикания выяснены. Теперь врач проводит обследование и ставит диагноз на основе этимологии заболевания:

  1. Невротический логоневроз — форма функционального расстройства, при котором ребенок начинает заикаться только в нервной обстановке: волнение, стеснение, сильное переживание, стресс, тревога, страх. В таких психотравмирующих ситуациях болезнь наступает волнами: судорожные запинки на некоторое время сменяются ровным разговором, после чего снова усиливаются.
  2. Органическое (или неврозоподобное) заикание — следствие поражений центральной нервной системы. Ребенок не хочет спать, постоянно возбужден, неловко двигается из-за плохой координации и нарушения моторики, поздно начинает говорить, но монотонно и с запинками. Дефект носит постоянный характер и усиливается при усталости и перенапряжении после активных физических и умственных занятий.

Кроме того, принято различать формы заикания у детей по судорогам и характеру течения. Так, легкая степень заикания сопровождается судорожными запинками – например, при ответе на неожиданный или неприятный вопрос ребенок нервничает. При средней степени малыш заикается во время диалога постоянно, а вот при тяжелой форме судорожные запинки мешают любому общению, даже монологу. По характеру течения заикание делится на три типа: волнообразный, постоянный и рецидивирующий. Выявления типа заикания и его степени находится в компетенции врача.

Диагностика

При первых же симптомах необходимо обратиться к специалисту, который не только поставит диагноз, проведет диагностику речи (оценка темпа, дыхания, моторики, артикуляционных судорог, голоса), но и подберет правильный метод лечения. Доктор Комаровский рекомендует проводить комплексное обследование в любом случае, чтобы предотвратить возможные рецидивы в будущем.

Если судорожные запинки в речи связаны с поражением центральной нервной системы, то может понадобиться диагностика посредством магнитно-резонансной томографии или электроэнцефалографии.

Методы лечения

В основе лечения лежит нормализация функций речевого круга – в частности, торможение центра Брока. Как вылечить заикание у ребенка? Можно выделить несколько эффективных методов:

  • медикаментозное лечение;
  • дыхательная гимнастика;
  • лечение гипнозом;
  • логоритмические упражнения;
  • также не стоит забывать о профилактике народными успокаивающими средствами.

Медикаментозное лечение

Для 3-летних детей в дополнение к общей терапии могут прописать витамины, транквилизаторы, успокоительные таблетки, противосудорожные, ноотропные или гомеопатические препараты. Особой популярностью пользуются экстракт валерианы, пустырник, детский Тенотен, Актовегин (см. также: чем отличается обычный «Тенотен» и «Тенотен» детский?). Врач подберет лекарство в индивидуальном порядке.

Гипноз

Далеко не все родители решаются на лечение гипнозом, однако именно этот метод признан самым эффективным. Уже после 4-10 сеансов с опытным и профессиональным специалистом-гипнологом речь может полностью восстановиться, так как исследуются душевные переживания ребенка и глубинные признаки заболевания. К маленьким детям гипноз не применяют.

Дыхательная гимнастика

Четырехлетние дети уже способны повторять движения за родителями и выполнять специальные упражнения, помогающие укрепить диафрагму, улучшить мозговое кровообращение, выработать правильное носовое и ротовое дыхание. Гимнастика учит заикающихся детей контролировать вдохи и выдохи, помогает спокойно и без запинок произносить трудные звуки и слова. В комплексе с дыхательными упражнениями хорошо помогают расслабляющие ванны и массаж.

Логоритмика

Логоритмические упражнения — это новая методика для дошкольников и школьников, позволяющая сочетать слова и фразы с движениями и музыкой: например, пение детских песен, прослушивание классической музыки, игра на музыкальных инструментах, чтение стишков. Логопедические занятия помогают ребенку раскрыться, поверить в себя и довериться своему руководителю.

Народные средства

Травы и настои лучше любых таблеток помогают успокоиться и расслабиться. Наиболее эффективными и безобидными для детей считаются ромашка, зверобой, мелисса, крапива.

В такой сложный период жизни ребенок-заика должен чувствовать себя нужным и любимым. Семья должна позаботиться о комфортной домашней атмосфере и стараться почаще контактировать со своим чадом, помогать ему. Разговоры должны быть спокойными и разборчивыми, ни в коем случае нельзя перебивать малыша, иначе он замкнется и вовсе откажется «открывать рот».

Надо постараться увлечь заику чтением книг вслух, это поможет поработать над правильным произношением. Главное — не принуждать и не перегружать, занятия должны быть интересными и позитивными.

Отчужденность родителей в сложный для ребенка период может усугубить ситуацию с речевыми проблемами. Нужно обязательно выделять время для общения с малышом, хвалить его и много разговаривать с ним

Профилактика заикания

Очень важно не упустить момент формирования речи, ведь откорректировать и вылечить речевые дефекты на поздних стадиях очень сложно. Нужно мотивировать ребенка, объяснять ему, что можно, а что нельзя, увлекать, заинтересовывать и учить. Несколько советов молодым родителям:

  1. Соблюдайте режим дня и сна. Самый капризный возраст — от 3 до 7 лет. Малыш должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем. Для детей постарше можно сократить ночной сон до 8-9 часов по ночам и до 1-1,5 часов в дневное время. Постарайтесь избавиться от привычки смотреть телевизор по вечерам перед сном.
  2. Воспитывайте в меру требовательно и не забывайте хвалить за успехи (даже какие-нибудь незначительные). Ребенок должен стремиться к познанию чего-то нового, быть уверенным в себе и целеустремленным.
  3. Разговаривайте с детьми, читайте вместе, танцуйте, пойте, занимайтесь спортом. Дружественная атмосфера в семье поможет уберечь чадо от психологических травм. Дошкольников лучше ограничить от общения с заикающимися людьми, чтобы не брали с них пример.
  4. Занимайтесь с логопедом. Врач подскажет правильные игры, книги, упражнения, научит ребенка использовать голос, плавно и ритмично разговаривать.
  5. Не запугивайте. Некоторые родители допускают ошибку, пугая детей «бабайками», рассказывая страшные сказки или запирая в качестве наказания одних в комнате, особенно в плохо освещенной. Логоневроз, вызванный подобными психологическими травмами, лечить потом сложнее.
  6. Следите за питанием. Не перекармливайте сладкой, жареной и острой пищей, лучше добавить в рацион растительно-молочную.

Профилактика заикания, как и коррекция, — очень сложный процесс для родителей. Дети дошкольного возраста особенно капризны и восприимчивы, поэтому стоит набраться терпения и помочь маленькому заике победить недуг. Кстати, дыхательная гимнастика полезна и для взрослых, определенные упражнения помогают расслабиться и снабдить организм кислородом, который так необходим при активных физических и эмоциональных нагрузках.

Современные методики лечения заболевания включают в себя коррекционные и лечебно-оздоровительные мероприятия.

Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы — главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, — все это реальная помощь вашему ребенку.

В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом — таков комплекс лечения.

Лечение заикания в домашних условиях

Лечебно-оздоровительные мероприятия, которые могут обеспечить ребенку родители — это:

  • прогулки на свежем воздухе, экскурсии на природе, игры, спортивные развлечения;
  • полноценный сон;
  • здоровое питание;
  • создание хорошего настроения, чему способствуют доброжелательное отношение друг к другу, благоустройство территории и помещения, где находится ребенок;
  • физические упражнения и ритмические танцы под музыку.

Лечение заикания в домашних условиях включает в себя ласковое и внимательное отношение к малышу. Если ваш ребенок заикается, вот несколько добрых советов:

  • Разговаривайте с малышом медленно, не торопитесь, выговаривайте каждое слово.
  • Говорите спокойно, с улыбкой, доброжелательно.
  • Резкие движения и слова, окрики и одергивания, недопустимы.
  • Если вы возьмете малыша за руку, присядете, чтобы быть “на равных” и посмотрите ему в глаза, у него точно получится рассказать вам без запинки все, о чем не терпится рассказать. Еще бы! Он будет чувствовать вашу поддержку!
  • Устраивайте уютные домашние чтения, и пусть герои сказок будут добрыми и смелыми.
  • Учите ребенка ответственности, самостоятельности, приучайте его к труду.

Очень важное для положительной динамики значение имеют беседы с детьми, которые помогают сформировать правильное отношение к себе, поверить в собственные силы, учат ставить цели и идти к ним.

Лечение заикания у подростков

Дети подросткового возраста тоже подвержены этому заболеванию. Гормональные изменения в организме, неустойчивая психика, переоценка ценностей делают организм уязвимым. Логоневроз может усугубить присущие этому возрасту психологические проблемы и стать причиной комплексов.

Чтобы вылечить заикание у подростка, надо также создать единую команду из врачей-специалистов, родителей и самого взрослеющего человека, чтобы сообща преодолеть это речевое нарушение.

Избавиться самостоятельно от заикания подростку могут помочь в качестве дополнительных мер следующие рекомендации:

  • Пойте. Во время пения заикаться не получится. Постарайтесь делать это с удовольствием.
  • Занимайтесь творчеством. Ограничьте занятия, требующие активной умственной деятельности. Полезны также медитация, йога, путешествия.
  • Ведите дневник. Это даст вам возможность размышлять, выражать письменно, а не вслух, свои мысли в спокойной обстановке. Мысленный монолог без заикания поможет в преодолении речевого нарушения.
  • Освойте дыхательную гимнастику, научитесь дышать плавно и размеренно. Это поможет вашей речи стать такой же.

Дерзайте, найдите в себе силы справиться с проблемой, это выполнимо.

Наши дети независимо от возраста нам дороги. Заикание — это проблема. Но она решаема и преодолима. Терпение, вера в успех, а главное, безграничная любовь к своему ребенку способны творить чудеса!

Лечение заикания у ребенка 3 лет в домашних условиях

У малышей можно часто наблюдать так называемые физиологические итерации, проявляющиеся в запинках, повторении детьми некоторых звуков и слогов. Причинами такого нарушения могут быть недостаточное развитие темпо-ритмической стороны устной речи, нарушение функциональной деятельности слухового, речевых и двигательных анализаторов. Если у ребенка слабая нервная система и существуют другие неблагоприятные факторы, то физиологические повторения могут приобрести стойкий характер и перейти в заикание.

Заикание у детей 3 лет причины и лечение

Логопеды часто наблюдают случаи развития заикания у детей с рано развившейся речью, когда родители не принимали во внимание возрастные особенности ребенка. Не следует читать детям много книг, заставлять учить длинные стихи и потом обращаться с постоянными просьбами продемонстрировать свои достижения перед гостями – это приводит к развитию детского стресса.

Причины, симптомы и виды заикания

Основной причиной проявления заикания является ослабление центральной нервной системы, однако могут быть и другие причины его возникновения. Также ребенок начинает заикаться:

  • после тяжелого инфекционного заболевания, вызвавшего ослабление всего организма;
  • сильного испуга;
  • при неблагоприятных условиях домашней обстановки, в детских учреждениях (несправедливое и грубое отношение).

Причиной логоневроза может стать внезапное ухудшение жизненных условий, хотя малыш выглядит нормально.

Заикание также может проявиться у дошкольника, у которого наблюдается отставание в развитии моторной сферы. Такие дети неуклюжи, плохо кушают сами, медленно пережевывают пищу, у них недостаточно развита мелкая моторика рук. Замедленное речевое развитие речи или заикание являются для детей постоянным источником неприятных переживаний.

Важно! Развитие заикания легче предупредить, чем лечить!

В зависимости от симптоматики логопеды классифицируют заикание:

  • по степени: легкая, средняя, тяжелая;
  • по типу течения заболевания: волнобразное, постоянное, рецидивирующее;
  • по нарушению дыхания: с судорожным вздохом, с судорожным выдохом, с судорожным выдохом и вздохом;
  • по причине: неврозоподобное, невротическое.

Как проявляется заикание у детей

Заикание проявляется как внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой в одном из отделов артикуляционного аппарата. Это нарушение речи чаще всего начинает развиваться у детей от 2-х до 5 лет, поэтому очень важно не пропустить проявление первых признаков заикания.

Ребенок может внезапно замолчать и отказаться говорить. Дошкольник молчит от 2-х часов до суток, после чего он вновь начинает говорить, но уже заикаясь, делает остановки в середине слова или фразы; он употребляет перед определенными словами лишние звуки [а], [и], повторяет отдельные звуки и слоги или целые слова.

Доброжелательная атмосфера дома – главное для дошкольника

Советы родителям, воспитывающим малыша с диагнозом «логоневроз»

Для начала рекомендуется создать для дошкольника спокойную обстановку, устранить факторы, которые могут вызывать приступы заикания. Его должна окружать только благотворная атмосфера. Если малышу постоянно говорят о неполноценности речи, то при попытке разговора он будет концентрироваться на своих недостатках, что неизменно приводит к серьезным изменениям характера: он становится замкнутым, наблюдается апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания, при этом у него часто возникают бурно выраженные эмоциональные срывы.

Почему можно наблюдать такое поведение у детей? Степень таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его недостатке родители не будут фиксировать внимание и избегать нетактичных замечаний в отношении неправильности его речи, а будут стараться его понять и помочь ему, то таких негативных наслоений на его характер может быть гораздо меньше.

Важно! Обычно при правильном методологическом подходе такие дети вполне могут овладеть устной и письменной речью.

Советы логопеда и психолога:

  • Требования должны соответствовать возрасту ребенка.
  • Родители должны четко и плавно произносить слова при разговоре с малышом.
  • Такому ребенку очень полезно общение с правильно говорящими детьми. Он будет подражать им. Но здесь существует другая опасность: дети начинают передразнивать ребенка, что, конечно, может привести к нежелательным результатам.
  • Не следует привлекать заикающихся детей к игровым формам, которые возбуждают или требуют от них выступления на публике.
  • Заикающегося ребенка лучше отдать на музыку, пение и танцы, такие занятия развивают правильное речевое дыхание, чувство темпа и ритма.

Взрослый занимается с заикающимся дошкольником, проявляя положительные эмоции

  • Нельзя наказывать ребенка, оставляя одного в темном помещении с закрытой дверью.
  • Не следует выполнять все прихоти ребенка и потакать его капризам. Свой отказ объяснять понятными для него причинами. Даже самое незначительное противоречие, не воспринятое им, может нанести ему психическую травму и способствовать развитию стресса.
  • Родителям нужно постараться не отдавать явного предпочтения ребенку (если в семье несколько детей), даже если у него серьезное нарушение речи. Следует дать ему какие-то обязанности по дому.
  • Нельзя детям с логоневрозом длительное время смотреть телевизор, особенно перед сном. Такие просмотры вызывают перевозбуждение нервной системы.

Помощь ребенку с заиканием в домашних условиях

Дети с логоневрозом относятся к группе риска, у них ослаблена нервная система, ребенку нужно обеспечить спокойную атмосферу в доме, режим. Ребенка постоянно наблюдает логопед и психоневролог. Общая система исправления заикания у детей предлагает тесную взаимосвязь двух линий коррекционного воздействия, направленного на развитие связной речи, а также на внеречевые процессы.

Читайте также:  С какого возраста можно давать лоперамид детям

При лечении маленьких детей с заиканием следует обращать особое внимание на:

  • укрепление общего состояния его здоровья;
  • развитие мелкой моторики;
  • изменение всей психики ребенка.

Обратите внимание! Родители могут заниматься с ним дома, получив надлежащие рекомендации специалиста, но обязательно под его контролем – не реже 1 раза в неделю.

Логоритмические упражнения

  1. Отстукивать ритм чистоговорки, стихотворения, потешки.
  2. Дать возможность малышу побыть барабанщиком, он должен повторять услышанную мелодию или отстукивать заданный взрослым ритм.
  3. Игра «Дождик»: ребенок пересыпает горох, фасоль, макароны из одной тарелки в другую, каждый раз поднимая тарелку выше другой. То же самое можно проделывать, если брать содержимое тарелки в руки и сыпать их вниз.
  4. Повтор движений под музыкальное сопровождение (Екатерина Железнова «Дождь», «о саду ли в огороде» и др.).

Дыхательная гимнастика и упражнения помогают при заикании

Дыхательная гимнастика

Упражнения следует выполнять дважды в день. Длительность занятия составляет 20-30 минут.

Комплекс дыхательных упражнений:

  • «Ладошки». Поднять руки на уровень плеч и согнуть их в локтях. Ладони расправить параллельно полу. Сделать резко 4 вдоха при этом сжимать ладони. Выдох продолжительный через рот, ладони разжать. Перерыв между подходами 4-5 секунд.
  • «Погончики». Поставить руки на пояс, зажать кисти в кулак. При вдохе поднимаются и напрягаются плечи. При выдохе руку опускаются, а кулаки поднимаются на плечи и изображают погоны.
  • «Насос». Поставить ноги на уровне плеч. Во время громкого вдоха наклониться вперед, вытянуть руки к полу, спину округлить. Выдыхать медленно и спокойно.
  • «Обнять плечи». Согнуть руки в локтях, локти опущены. Сделать вдох (шумно), при этом обнять свои плечи, голову отвести назад. Выдохнуть свободно.
  • «Кошка». Единственное упражнение, которое выполняется на четвереньках (остальные – стоя). Быстро вдохнуть и округлить спину, опустить голову. Выдохнуть медленно с выпрямленной спиной.
  • «Маятник». Поставить ноги на уровне плеч. Громко и быстро вдохнуть, сделать наклон вперед, руками тянуться к полу. При резком выдохе вернуться в исходную позицию.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика, которую используют логопеды для коррекционной работы с ребенком с логоневрозом, разработана оперной певицей А.Н. Стрельниковой.

Гомеопатические препараты

Данные средства применяют как альтернативу традиционной медицине:

  • Бовиста;
  • Вератум альбум;
  • Народные средства (настои трав и отвары: белый ясенец, душистая рута, зверобой, сухой вереск, ромашка, мелиса, шиповник, лимон, калина).

Массаж – обязателен при заикании

Массаж – дополнительный способ лечения логоневроза.

Методики массажа

Существует несколько методик массажа:

Логопеды чаще всего используют точечный и сегментарный массаж при заикании.

Важно! Нельзя проводить массаж, если у ребенка герпес, гингивит, стоматит, увеличены лимфоузлы, высыпания на коже, воспаления, конъюнктивит, соматические и инфекционные заболевания.

Сегментарный массаж

Во время сегментарного массажа происходит воздействие на мышцу, отвечающую за речь. Важно, чтобы процедуры проводились регулярно курсом (продолжительность 14-20 дней). В начале сеансы длятся 5 минут, затем увеличиваются до 20 минут.

Курс массажа возобновляется при обострении хронической формы заболевания.

Сегментарный массаж при помощи инструмента

Точечный массаж

Такой массаж снимает лишнюю возбудимость и расслабляет речевой центр. Манипуляции очень просты, поэтому родители могут делать их дома, как только освоят технику.

Важно! Перед массажем запрещено употреблять пищу и воду.

Точечный массаж выполняется по схеме

Лого-помощь детям 3 лет с заиканием

Когда диагноз будет подтвержден неврологом, для комплексного лечения необходимо обратиться к логопеду.

Необходимость обращения к врачу-логопеду

Логопед индивидуально подбирает для малыша упражнения в виде комплекса, они постепенно усложняются. Такие занятия снимают напряжение и делают его речь правильной. Заикающегося ребенка врач учит правильному дыханию, скандированному, метрическому произношению фраз или «пропевать их». Также в логопедической работе с заикающимися используют массаж.

Самое важное правило – это хороший пример родителей и постоянное общение. Хотя лечение заикающегося ребенка обычно проводит специалист по схеме, родители должны понимать, что успех занятий у логопеда, направленных на преодоление заикания, во многом зависит от того, насколько регулярно ведется работа в семье по закреплению полученных навыков правильной речи.

Логопедические упражнения для лечения заикания

Родители должны очень внимательно следить за общим развитием ребенка, так как знание признаков и причин позволит вовремя заметить отклонения и своевременно обратиться к специалистам – психологу, психоневрологу и логопеду.

Как правило, у малыша вместе с развитием речи быстро исчезают и вторичные изменения психики. Самый лучший эффект дает систематическая коррекционная работая, начиная сразу после установки диагноза в младшем дошкольном возрасте.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Почему дети заикаются и как им помочь

Если ребёнку меньше 5 лет, волноваться рано.

Заикаться в раннем возрасте нормально. У ребёнка ещё не достаточно развит речевой аппарат, он не всегда контролирует дыхание и эмоции, мыслит быстрее, чем способен говорить, поэтому запинается, сбивается, проглатывает одни звуки, а другие повторяет по несколько раз.

Медики утверждают Stuttering — Symptoms and causes , что такое возрастное заикание — совершенно естественная часть развития речи. И может продолжаться несколько дней или даже месяцев, но к 5 годам большинство детей успешно его перерастают.

Тем не менее существуют вполне чёткие критерии, что проблема может выйти или уже вышла за пределы возрастной особенности.

Когда надо обратиться к педиатру или логопеду

Обязательно посоветуйтесь с врачом, если ваш ребёнок заикается, вас это беспокоит и в анамнезе имеется один из следующих факторов How To Help Stummering Child риска:

  1. Семья. Ребёнок рискует сохранить заикание и во взрослом возрасте, если та же проблема наблюдается у кого‑то из его близких родственников.
  2. Возраст. Дети, которые начали заикаться в возрасте до 3,5 лет, почти наверняка перерастут эту речевую особенность. Если сложности с речью появились позже, стоит насторожиться.
  3. Продолжительность. Если заикание длится больше 6 месяцев, это однозначное показание для визита к врачу.
  4. Другие сложности с речью и пониманием. Заикание может быть одним из симптомов более серьёзных нарушений — того же СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) или минимальной мозговой дисфункции.
  5. Нарастание проблемы. Если случаи заикания по мере взросления не уменьшаются, а становятся чаще, это плохой признак.
  6. Сопутствующие движения. Ребёнок не просто заикается — у него подёргивается лицо, он делает движения руками и торсом так, словно пытается вытолкнуть из себя слова.

Также стоит обратиться к терапевту или логопеду, если заикание:

  • Вызывает у ребёнка беспокойство или страх. Это проявится в том, что дети будут стараться избегать ситуаций, когда надо говорить.
  • Мешает ребёнку общаться в садике или на детской площадке.

Если вы столкнулись хотя бы с одним из перечисленных выше пунктов, не медлите с визитом к специалисту. Это важно. Хотя чаще всего заикание проходит само собой, иногда оно может быть симптомом крайне неприятных и даже смертельно опасных заболеваний.

Почему ребёнок заикается

Вот наиболее распространённые причины How To Help Stummering Child заикания у детей.

1. Возраст и пол

Как мы уже сказали, некоторое время заикаться в возрасте младше 5 лет естественно. С мальчиками такое происходит в 3–4 раза чаще, чем с девочками.

2. Генетика

У 60% заикающихся людей есть близкий родственник, который страдает тем же речевым нарушением.

3. Нарушения физического развития

Это может быть, например, врождённая слабость речевого аппарата (он включает в себя губы, язык, нёбо, гортань, челюстные и ротовые связки и мышцы). В таком случае детям физически сложно говорить: они быстро устают, начинают задыхаться, не успевают вовремя придать языку и губам нужную для произнесения того или иного звука позицию.

4. Заболевания и травмы

Заикание у детей может быть следствием:

  • внутриутробных и родовых травм;
  • заболеваний и нарушений в работе головного мозга;
  • черепно‑мозговых травм;
  • инсульта (да, у детей он тоже бывает, даже у совсем маленьких);
  • заболеваний эндокринной системы;
  • нарушений обмена веществ.

4. Страх, стресс и другие психологические факторы

Это, пожалуй, самая известная причина. Вы наверняка хотя бы раз слышали истории о мальчике, который начал заикаться, потому что испугался большой собаки. Или о девочке, посмотревшей не в меру страшный фильм.

Страх — действительно мощный фактор в формировании заикания. Это переживание бьёт по нервной системе, ослабляет её и таким образом запускает механизм сбоя речи.

Но нервную систему ослабляют и другие факторы:

  • ссоры и конфликты в семье, невольными участниками которых становятся дети;
  • отсутствие эмоционального контакта с родителями, неуверенность ребёнка в том, что его любят;
  • несоблюдение режима дня, общая бытовая неустроенность жизни;
  • травмирующие события, например, потеря любимого родного человека, переезд, резкая смена привычной обстановки;
  • избыточные интеллектуальные нагрузки — если мама излишне увлекается ранним развитием.

Как лечить заикание у детей

Это зависит от причин. Чтобы установить их, педиатр проведёт осмотр ребёнка, заглянет в историю болезни, расспросит родителей об образе жизни, обстановке в семье. В некоторых случаях понадобится сделать анализы мочи и крови или пройти обследование у невропатолога.

Если нарушение речи вызвано какой‑либо болезнью, ребёнка отправят к профильному специалисту, который поможет справиться с основным недугом. Также, возможно, педиатр порекомендует обратиться к психотерапевту.

Однако ведущую роль в коррекции заикания играет всё-таки логопед. Этот специалист научит ребёнка правильно дышать, скорректирует ритм и темп речи, поможет укрепить речевой аппарат.

Большинство детей с помощью логопеда избавляются от заикания. Но у некоторых дефект речи может сохраниться, пусть и в сглаженном виде.

Как родители могут помочь детям с заиканием

Родительская поддержка в данном случае очень важна. Она делает ребёнка более уверенным, успокаивает, помогает справиться со стрессом. А ещё папа или мама могут подать хороший пример правильной речи.

Вот что необходимо делать, если у ваших детей заикание.

1. Старайтесь разговаривать медленно и спокойно, чётко проговаривая каждый звук

Ребёнок будет неосознанно копировать эту манеру речи. Не говорите по слогам или нараспев — это неестественно и не поможет справиться с проблемой.

2. Дайте детям возможность больше слушать, чем говорить

Чаще читайте ребёнку книжки и рассказывайте истории. Это поможет закрепить правильную речь.

3. Слушайте внимательно и благожелательно

Пусть ребёнок знает: вы терпеливо выслушаете его до конца, даже если он заикается и не может с ходу произнести то или иное слово. Часто дети, боясь, что их не дослушают, начинают торопиться — и в результате проблема заикания только усугубляется.

4. Не ругайте и не унижайте ребёнка

«А теперь остановись и повтори нормально!» «Сначала подумай, а потом говори!» «Не торопись!» «Можешь сказать это более чётко?!» Взрослым зачастую кажется, что эти фразы — во благо. Но на самом деле они только вредят. Во‑первых, они звучат унизительно. Во‑вторых, вызывают у детей беспокойство и неуверенность, ведь мама или папа не принимают их речь. Всё это увеличивает стресс.

5. Хвалите

Правильнее хвалить детей за ясную речь, чем привлекать внимание к заиканию. Если вам всё-таки необходимо поправить ребёнка, делайте это максимально мягко и дружелюбно. И не забывайте тут же восторженно отметить малейший успех.

6. Поддерживайте зрительный контакт во время каждой беседы

Это даст ребёнку понять, что мама или папа рядом и сосредоточены на общении именно с ним.

7. Следуйте чёткому режиму дня

Это сделает жизнь ребёнка спокойной, предсказуемой и (с его точки зрения) абсолютно безопасной.

Читайте также:  Лук польза и вред для здоровья мужчин

8. Ограничьте гаджеты и иные раздражители

Постарайтесь, чтобы ребёнок не смотрел телепередачи или интернет‑ролики (мультфильмы), которые его излишне возбуждают или пугают. Не разрешайте включать телевизор или играть на планшете перед сном. Найдите тихую альтернативу шумным играм и беготне. В общем, делайте всё, чтобы ребёнок не перевозбуждался.

Спокойствие, предсказуемость, уверенность в том, что близкие любят и поддерживают, — вот что крайне важно в период борьбы с заиканием. Обеспечьте ребёнку именно такую атмосферу.

Заикание у детей

Заиканием у детей называется дефект речи, при котором происходят судорогоподобные движения мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отделах речевого аппарата в начале или середине речи, в результате чего пациент задерживается на определенном звуке или группе звуков. Заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка. Реже патологический процесс манифестирует в раннем школьном или подростковом возрасте. Наиболее уязвимым периодом, т. е. тем, в котором риск развития патологии особенно высок, является возраст 2–4 и 5–7 лет.

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание – довольно распространенная патология, оно наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер. Наследственная отягощенность обнаруживается примерно в 17,5% случаев невротической формы заикания у детей.

Причины заикания у детей и факторы риска

Точную причину заикания у детей удается выявить не всегда.

К факторам риска относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • врожденная слабость речевого аппарата;
  • нарушение развития чувства ритма и моторики, мимико-артикуляторных движений;
  • органические патологии центральной нервной системы;
  • внутриутробные травмы или травмы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • чрезмерные психические нагрузки;
  • нарушения обмена веществ.

Спровоцировать заикание у детей может одномоментная психическая травма (сильный испуг, волнение, разлука с близкими людьми), двуязычие или многоязычие в семье, патологически ускоренный темп речи (тахилалия), нечеткое произношение слов, чрезмерные требования к речи ребенка, подражание (при длительном общении с заикающимися людьми). Патология может сформироваться на фоне длительной психической невротизации при продолжительном несправедливом и грубом отношении к ребенку (наказания, угрозы, постоянный повышенный тон), плохого психологического климата в семье, энуреза, повышенной раздражительности, ночных страхов.

Лечение заикания детей мы рекомендуем доверить профессиональным специалистам центра психотерапии Алвиан.

Заикание у детей может проявиться после перенесенного тяжелого инфекционного заболевания, а также его осложнений.

Формы заикания у детей

По этиологическому фактору заикание у детей подразделяется на две формы:

  • невротическое (логоневроз) – обусловлено психологической травмой, может развиваться в любом возрасте;
  • неврозоподобное – обусловлено нарушениями функций церебральных структур, обычно возникает в 3–4 года.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах.

В зависимости от особенностей нарушения речи заикание может быть следующих видов:

  • тоническое – задержка на звуке или группе звуков;
  • клоническое – повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанное.

Стадии заикания у детей

В развитии патологии выделяют четыре стадии:

  1. Нарушения произношения чаще возникают в начальных словах предложений, при произнесении кратких частей речи (союзов, предлогов), ребенок не реагирует на свои трудности при произнесении слов.
  2. Нарушения речи возникают регулярно, чаще во время быстрой речи, в многосложных словах, ребенок отмечает трудности с речью, но не считает себя заикающимся.
  3. Отмечается закрепление судорожного синдрома, пациенты не испытывают неловкости или страха при общении.
  4. Выраженные эмоциональные реакции на заикание, ребенок старается избегать общения.

Симптомы

Нередко заиканию сопутствуют соматические нарушения артикуляционного аппарата: отклонение языка в сторону, высокий свод неба, гипертрофия раковин носовой полости, искривленная носовая перегородка.

К нарушениям дыхательного процесса относится чрезмерный расход воздуха на вдохе и выдохе на фоне расстройства сопротивления в области артикуляции. При попытке произнесения звуков происходит судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее образованию звука. При этом наблюдаются быстрые и резкие движения гортани вверх и вниз, а также выдвижение вперед. Пациенты предпринимают попытки произносить гласные звуки твердо. Симптоматика заикания при этом может смягчаться вплоть до полной нормализации речи при пении, шепоте.

Пациент может сопровождать свою речь сопутствующими жестами, которые не являются необходимыми, однако производятся ребенком сознательно. Во время приступа заикания ребенок может наклонять голову или откидывать ее назад, сжимать кулак, топать ногой, пожимать плечами, переступать с ноги на ногу.

Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме.

Иногда заиканию сопутствуют психические расстройства, например, страх потерпеть фиаско при произношении некоторых звуков, слогов и слов. Пациенты стараются не использовать их в своей речи и ищут им замену. В тяжелых случаях это приводит к абсолютной немоте во время приступов заикания. Мысли о невозможности нормального вербального общения способны становиться причиной формирования комплекса неполноценности. Дети становятся стеснительными, боязливыми, молчаливыми, могут уклоняться от разговора и общения в целом.

При тонической форме заикания ребенок часто запинается во время разговора с образованием пауз или чрезмерным растягиванием отдельных слогов в слове. При клонической форме патологии пациент несколько раз проговаривает отдельные звуки, группы звуков или слова. Для смешанной формы заикания характерно сочетание признаков тонического и клонического заикания. При клонико-тонической форме заикания пациент обычно повторяет начальные звуки или слоги, после чего у него отмечаются запинания во время разговора. При тонико-клоническом заикании нарушение речи проявляется в виде запинок и остановок с частым повышением голоса, выраженными нарушениями дыхания и дополнительными движениями во время разговора.

В случае развития у пациента невротического заикания отмечаются выраженные нарушения произношения (нечленораздельная речь). Дети с данной формой патологии, как правило, начинают говорить позже сверстников. При развитии неврозоподобной формы патологии приступы заикания обычно возникают в определенных ситуациях, к примеру, при волнении.

Иногда заикание у детей отсутствует при разговоре с животными или неодушевленными предметами, чтении вслух.

Диагностика

Диагноз ставится логопедом или неврологом, для уточнения формы заикания может быть привлечен психолог.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Диагностика базируется на данных, полученных при сборе жалоб и анамнеза. Уточняется психоэмоциональная обстановка в семье ребенка, ситуации, при которых возникает и/или усугубляется заикание, обстоятельства, при которых патология манифестировала, длительность анамнеза заикания.

Акцентируется внимание на наличие на протяжении трех месяцев и дольше следующих признаков:

  • трудности и запинки в начале речи;
  • нарушение ритмичности речи (растягивание тех или иных звуков, повторение слогов слова, обрывки слов и/или фраз);
  • попытки справиться с заиканием посредством побочных движений.

С целью исключения органических нарушений нервной системы может потребоваться магниторезонансная томография головного мозга, электроэнцефалография, реоэнцефалография. Дифференциальная диагностика проводится с нечеткостью речи и спастической дисфонией.

Лечение заикания у детей

Коррекция заикания у детей направлена на выработку навыков правильной речи, устранение неправильного произношения, преодоление психологических проблем. В лечении принимают участие логопед, невролог и психотерапевт.

При невротической форме заикания успех лечения во многом зависит от своевременности диагностики патологического состояния. Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается коррекции в логопедических группах и детских садах. Основными направлениями лечения заикания в специализированных учреждениях являются логопедическая ритмика и коллективная психотерапия в игровой форме. Немаловажное значение имеет семейная психотерапия с использованием релаксации, отвлечения внимания, внушения. Детей учат разговаривать нараспев или в такт с ритмичными движениями пальцев рук.

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Медикаментозное лечение невротического заикания заключается в назначении общеукрепляющих и седативных средств, спазмолитиков, витаминных комплексов. С этой целью могут применяться средства фитотерапии (препараты пустырника, валерианы, алоэ).

Лекарственная терапия неврозоподобной формы заикания, обусловленного органическим поражением головного мозга, состоит обычно в применении спазмолитических препаратов, минимальных доз транквилизаторов. В ряде случаев показаны курсы дегидратации.

Работа с психотерапевтом направлена на устранение вероятных межличностных конфликтов, минимизацию психологических факторов, усугубляющих заикание.

Лечение заикания у детей в ряде случаев включает физиотерапевтические методы: электрофорез с седативными препаратами на воротниковую зону, франклинизация, электросонтерапия и др.

Немаловажное, нередко решающее значение для успешного лечения заикания у детей имеют спокойная обстановка в семье, поддержание рационального распорядка дня (ночной сон не менее 8 часов в сутки), правильный речевой режим. Детям с заиканием рекомендуются занятия танцами, пением, музыкой – это способствует формированию правильного речевого дыхания, а также чувства ритма, темпа.

Критерием излеченности является нормальная речь ребенка в любой ситуации, в том числе в случае высокой эмоциональной нагрузки (например, выступление перед аудиторией).

Массаж при заикании у детей

Массаж при заикании у детей проводится логопедом на коррекционных занятиях. Помимо головы и шеи массаж распространяется на плечи, верхнюю часть спины и грудной клетки. Широко применяется сегментарный и точечный массаж, а также их сочетание.

Чаще всего заикание у детей впервые обнаруживается в 2–5 лет, т. е. в период интенсивного формирования речевой функции у ребенка.

Сегментарный массаж направлен на обособленное воздействие на определенную мышцу, регулирующую речевую деятельность. Данный вид массажа проводится ежедневно на протяжении 2-3 недель.

Точечный массаж считается одним из наиболее эффективных методов коррекции заикания у детей. Он оказывает положительное воздействие на речевой центр, способствует снятию его излишней возбудимости. Точечный массаж может проводиться в домашних условиях после предварительного обучения родителей специалистом. Точечный массаж при заикании у детей проводится регулярно на протяжении двух-трех лет.

Упражнения при заикании у детей

Комплекс упражнений включает дыхательную гимнастику, растяжку, нормализующую мышечные сокращения, и упражнения для глаз, которые способствуют улучшению восприятия.

Основными целями дыхательной гимнастики при заикании у детей являются освоение техники диафрагмального дыхания, сознательное регулирование дыхательного ритма, укрепление мышц передней брюшной стенки. Дыхательная гимнастика при заикании у детей заключается в выполнении комплекса упражнений в различных положениях тела, в состоянии покоя и во время активного движения. Со временем к дыхательным упражнениям подключают вербальные проявления. Плавное повышение уровня сложности упражнений способствует скорейшей коррекции патологии.

Наибольшая эффективность лечения заикания отмечается при сочетании упражнений с массажем.

Возможные осложнения и последствия

Заикание у детей может становиться причиной сужения круга общения ребенка, возникновения мнительности, тревожности, раздражительности, ощущения собственной неполноценности, снижения успеваемости в школе, проблем с адаптацией в социуме.

Заикание наблюдается у 5–8% детей, у мальчиков почти в 3 раза чаще, чем у девочек. Кроме того, у мальчиков оно носит более устойчивый характер.

При неправильно или нерегулярно проводимой коррекции, а также в ее отсутствие заикание может сохраняться в течение длительного времени, иногда на протяжении всей жизни.

Прогноз

При условии своевременного адекватного лечения прогноз благоприятный для 70-80% пациентов.

Профилактика

В целях профилактики возникновения заикания у детей рекомендуется:

  • поддержание благоприятного психологического климата в семье, бережное, внимательное и доброжелательное отношение к ребенку, отказ от чрезмерной требовательности;
  • расширение кругозора ребенка;
  • избегание чрезмерных психических нагрузок;
  • рациональный распорядок дня, полноценный отдых;
  • правильное обучение ребенка речи;
  • рациональное питание;
  • профилактические осмотры у специалистов, своевременное лечение соматической патологии.

Видео с YouTube по теме статьи:

Ссылка на основную публикацию