Можно ли детям играть - Vosvet.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Можно ли детям играть

Можно ли детям играть

Множество современных технологий, вошедших прочно в нашу жизнь, не только сделали ее более полезной и интересной, но создали немало проблем.

Об этом я стал задумываться, когда увидел, что мой сынишка проводит все больше времени за компьютером, отдавая ему предпочтение, а не играм на свежем воздухе, общению с друзьями и другим ранее интересным ему занятиям.

Безусловно, я понимаю, что компьютеры для нас уже давно стали необходимыми вещами, и они немало помогают подрастающему поколению.

Тем не менее, как врач-невролог и прежде всего заботливый родитель, я забеспокоился – насколько полезны компьютерные игры в детском возрасте?

Сколько дети должны проводить за ними время, чтобы не причинить себе вреда, какими это чревато последствиями?

Особенно немаловажным фактором для такого размышления для меня стали компьютерные игры, в которые так любит играть подолгу мой сын. Я решил все изучить основательно и вот к каким итогам пришел в конечном итоге.

Ребенок и компьютерные игры

Безусловно, это великолепно, когда дети с ранних лет уже знают некоторые азы работы за компьютером. Это важная часть в их воспитании и одновременно полезная, особенно, если ребенок извлекает из этого для себя что-то полезное.

Но большинство детей в первую очередь начинают свое увлечение компьютерными играми, что и произошло с моим сыном.

Оказывается, я забеспокоился не напрасно, педагогами, медиками и психологами доказано, что длительное времяпрепровождение за онлайн играми приводит к переутомлению, вялости, раздражительности, нервозным состояниям.

Кроме этого, появляются проблемы со здоровьем. Вспомните, ваш ребенок жаловался на головные боли или боли в спине, как давно вы были у окулиста?

Ведь все это первые звоночки, на которые родители должны обращать внимание в первую очередь и пересмотреть свое отношение к играм онлайн.

Какие игры могут повредить психике?

Посмотрите, в какую онлайн игру ваше чадо предпочитает играть. Ведь немало игр содержат сцены насилия.

Различные стрелялки, военные стратегии погружают детей в выдуманные миры, где они расстреливают в упор людей, вскрывают персонажам животы и тому подобное.

Привыкание к виду крови и убийствам вызывает агрессию, которая затем аукается в реальной жизни.

Старайтесь ограждать детей от подобных кровожадных игр и приучите их выбирать правильные развлечения.

Полезные игры

В современной педагогике используют компьютерные игры даже для малышей дошкольного возраста. На целый ряд психологического процесса положительно влияют развивающие компьютерные игры. Они

  1. Способствуют развитию моторики глаз и рук.
  2. Учат рассуждать и логически мыслить.
  3. Развивают образное и пространственное мышление.
  4. Дают возможность запомнить больший объем информации.

Такие игры очень разнообразны и помогают детям быстро усваивать разные понятия, принимать быстро решения, придумывать новые действия, обобщать большие объемы информации.

Тем более, что есть онлайн игры, специально разработанные для девочек и мальчиков, с особенностями их психики.

Я рекомендую выбирать игру для ребенка родителям. Если он у вас спокойный подберите длинную игру, если чадо непоседа – остановите выбор на более короткой, но при этом и динамичной игре.

Установите для ребенка правила!

Чтобы у детей не возникла компьютерная зависимость, не было проблем с психикой и здоровьем, установите специальные правила. Назовем их «техникой безопасности».

  1. Перед тем как ребенок начнет играть в онлайн игру, проиграйте выбранные ими игры сами и убедитесь, насколько они безопасные или правильно подобранные.
  2. Ограничьте времяпрепровождения – оно не должно превышать в день более двух часов.
  3. Не разрешайте ребенку кушать за компьютером.
  4. «Отмените» онлайн игру, как только заметите, что ребенок стал нервозным, агрессивным, раздражительным.
  5. Перед сном играть в игру – строгое табу.
  6. Используйте развивающие игры для того, чтобы дети могли приобретать новые навыки.

Если подойти к этой проблеме правильно, то компьютер и онлайн игры не принесут никаких опасностей, наоборот – они станут полезными.

Лично я теперь стал чаще проводить с сыном время, мы стараемся играть вместе, но чаще совершаем прогулки, занимаемся конструкторами, читаем книги. Это сблизило нас еще больше.

Теперь я спокоен и вам рекомендую обратить внимание на то, насколько ваша дочь или сын увлечены компьютерными играми.

«Лучше бы делом занялся, играет он!»: Игра в жизни ребенка

Сегодня все родители озабочены ранним развитием ребенка, почти с пеленок водят его в развивающие студии, многочисленные кружки и секции. Ребенка учат буквам, как только он начинает ходить, а то и раньше. Стремление вырастить из ребенка гения приводит к обесцениванию простой игры. Она кажется родителям пустой тратой времени. Так ли это на самом деле? Какова польза игр для детей? Рассказывает психолог Виктория Мелихова .

Не успел малыш еще встать на ножки, как мама ведет его в развивающую студию. Опытные педагоги предлагают самые разнообразные занятия на развитие моторики, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционального интеллекта. Придуманы методики, по которым буквам и цифрам начинают учить уже годовалого малыша! Танцы, спорт, бассейн, гимнастика, скорочтение, особенные сады с уклоном, ментальная арифметика для дошкольников. А тут уже и подготовка к школе показалась на горизонте.

«Я стараюсь дать своему ребенку все. Он еще маленький, а значит, впитывает, как губка. Я не хочу упустить момент, ведь потом ему будет намного сложнее учиться и развиваться, чем сейчас», говорит мать замечательного малыша. «Кроме того, бегая с кружка на кружок, я сама чувствую себя значимой и ценной для него, ведь я делаю все, что от меня зависит».

Мы не будем рассуждать о пользе или вреде раннего развития и такого воспитания (безусловно, родители руководствуются благими целями), но обратим внимание, что в такой «гонке за развитием» у ребенка не остается времени, чтобы просто поиграть.

Родители не понимают, почему дети должны играть

На своей практике не раз пришлось столкнуться с тем, что родители часто недооценивают детскую игру. Мне приходится объяснять родителям, почему детям нужно играть.

«Только оставь его без присмотра, так он сразу же начнет баловаться».

Начинаем выяснять, что значит «баловаться»: доставать игрушки из шкафа, разбрасывать конструктор, бегать по комнате с машинкой, рассыпать ложкой фасоль. Минуточку! Кажется, здесь речь идет о том, что ребенок играет. Он рассматривает игрушки, изучает окружающие предметы. Любопытство — одно из самых важных для малыша качеств! Он пытается «готовить суп», изображает таксиста. Только для мамы все эти действия объединены словом «баловаться». Отдельная проблема — если это происходит в общественных местах.

«Она постоянно шкодит. То камни принесет, посередине комнаты положит, то песок на стол высыпет. Только отвернусь, как обязательно что-то натянет на голову. Сил просто нет».

Да, часто дети в процессе игр (особенно, подвижных и активных) могут причинять некоторые неудобства, испортить наведенный порядок, перевернуть игрушки и даже испачкать ковер. Но сравнимы ли эти потери с тем, что получает ребенок во время простых игр. Так зачем детям нужны игры?

Чему учат детские игры

Дело не только в развлечениях. Вспомним, что в каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. И для ребенка таковой деятельностью является именно игра.

Что дает игра детям разного возраста?

Для самых маленьких характерно манипулирование предметами. Они изучают материальный мир. Они могут рассматривать предметы, совершать с ними непонятные действия, пробуют их на вкус, нюхают. Им интересно, как падает камень, поэтому они будут бросать его много раз и наблюдать за падением. Их завораживает процесс пересыпания песка. Песчинка к песчинке. Он падает, отталкивается об стол и снова подпрыгивает. Ну чем не волшебство!

Самое главное — все эти действия совершает сам ребенок. Он может влиять на предметы, передвигать их. Это он создает звук падающего камня и бегущей воды. Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!

Кроме физического смысла разбрасывания предметов, который заключается в изучении его свойств, звуке при падении, способности влиять на окружающую среду, есть и психологический смысл.

Ох, каким же великим он себя чувствует в это время, как хочет поделиться с вами своими достижениями! А сколько интересных вещей вокруг!

Ребенок разбрасывает карандаши — мама собирает, возвращает их. Карандаши возвращаются. Они уходят на некоторое время, гуляют, но потом возвращаются домой. Мама принимает ребенка и брошенные карандаши, возвращает их. Если что-то уходит, то оно вернется. Вернется мама, вышедшая из комнаты, вернется малыш, который отправился на прогулку. За уходом следует возвращение, есть цикл. Так происходит осознание основных закономерностей, то, чему учат детские игры в том числе.

На уровне предметной игры ребенка еще мало интересуют сверстники, общение. Все их внимание сосредоточено на себе, окружающих предметах, их физических свойствах и изучении своей способности на эти предметы влиять.

Постепенно ребенок начинает не только бросать предметы и пробовать их «на зуб», но и изучать их общепринятые свойства, уделять внимание функциям. Ложкой можно кушать, машинка катится, из кубиков строят башню. И, наконец, примерно к трем годам в играх ребенка появляются сюжеты.

Малыш придумывает фантастические истории, строит новые миры. Он становится воином или поваром, мамой или папой, учителем или врачом. Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

Читайте также:  Воспаление мочеиспускательного канала у мужчин симптомы лечение

За день можно прожить тысячи жизней, побывать в самых различных образах, пережить самые непредсказуемые ситуации.

Ребенок пробует различные социальные роли, примеряет их на себя, он репетирует взрослую жизнь.

Игры способствуют развитию воображения ребенка, фантазии, творческого потенциала. Малыш учится проживать самые разные чувства. Сегодня он злой волк, а завтра трусливый заяц или храбрый лев. Он учится, помогает себе понять, как это: злиться, бояться, сражаться.

В игре ребенок учится общаться, ищет свое место в обществе, в жизни. Да он словно репетирует саму жизнь! И для этого ему дано все детство.

Умеем ли мы играть с детьми

В самом начале своего пути детского психолога часто ловила себя на мысли, как же сложно просто играть. Придумывать сюжет, фантазировать. Немного снизить контроль и дать волю эмоциям. Почувствовать ребенка, подхватить его сценарий и дополнить его, помочь развернуть его логическую цепочку. Присоединиться к его деятельности и добавить новый элемент, новое направление. Каких же огромных усилий стоит снова стать ребенком!

На первых встречах с родителями я интересуюсь, как и во что они играют с ребенком. Единицы отвечают, что во время совместных игр собирают конструктор, пазлы, рисуют, катают машинки или участвуют в ролевых «постановках». Большинство говорят, что рассматривают с ребенком буквы и цифры, называют животных, просят подать или принести какую-то игрушку, показать части тела — сосредоточены на интеллектуальных играх. Одним словам учат.

Когда родители узнают, что с ребенком нужно играть, причем именно в его игру, очень часто теряются. По глазам видно, что просто не умеют этого делать.

Тогда я пытаюсь оказать помощь: спрашиваю, во что мама сама играла, когда была маленькой. Мало кто может вспомнить что-то больше, чем просто куклы и дочки-матери. Память о своем детстве осталась так глубоко спрятана, что вопросы об игре вызывают недоумение.

Наблюдая за игрой ребенка

Самая важная работа психолога состоит именно во внимательном наблюдении за игрой ребенка, слежением за сюжетом, за главными героями игры. Ребенок еще не может ясно выражать свои мысли и чувства. Зато прекрасно может все показать в игре.

Он не скажет, что испугался собаки, однако образ большого животного, острых зубов обязательно появляются в игре.

Малыш, который недавно утратил статус первенца, закапывает в песок все предметы, которые попадаются ему на глаза. Он пытается засунуть большую машинку в маленький гаражик. Внимательное наблюдение за его действиями покажет его желание снова стать маленьким, когда он был единственным, когда он помещался в животик к маме, где было тепло и спокойно.

Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка.

Сейчас он большой. Возвращение в животик невозможно. Зато можно в это играть. А вместе с тем прожить много чувств: желание возвращения к младенчеству, боль от невозможности воплощения этого желания, поддержку близкого человека рядом в этот нелегкий для него момент.

Другой ребенок постоянно сталкивает машинки друг с другом, бьет одной машинкой другую, посыпает ее песком. После разговора с мамой выясняю, что на детской площадке есть мальчик, который постоянно обижает этого ребенка. Однако потому что обидчик старше, малыш не может дать ему «сдачу». Зато проживает все свои чувства в игре.

Прожитые, осознанные, проявившиеся в игре чувства перестают мучить ребенка, наступает облегчение — это тоже немаловажная задача игр, они дают разрядку. Каждое действие ребенка, каждая взятая им игрушка равноценна взрослым словам, благодаря которым мы можем понять, что происходит в душе у маленького человечка, о чем он думает, о чем мечтает, что его беспокоит.

Как играть с ребенком

Научить играть невозможно. Важно начать чувствовать ребенка, понимать его язык и обращать внимание на интересы. Для начала стоит просто понаблюдать и попробовать понять, что значит игра в жизни ребенка, о чем та или иная игрушка, слово, действие. Попробуйте понаблюдать, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких — наоборот. Во что он играет, когда пришел из садика? Может, он рассказывает о том, что происходило в группе?

В нужный момент ребенок сам вовлечет вас в игру, объяснит идею, даст роль. Идите за ним, играйте по его сценарию. Можно попробовать копировать действия ребенка. Но будьте внимательны. Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Ребенок занят изучением свойств кубиков, а мама конструированием. Побросайте кубики вместе с ним.

Можно ненавязчиво спросить ребенка, а кто эта игрушка? Как ее зовут? Она злая или добрая? Можно попросить ребенка дать вам игрушку и спросить, что бы он хотел, чтобы вы с ней сделали.

Ребенок разбрасывает кубики, мама строит пирамидку. Это разные игры. Побросайте кубики вместе с ним.

Как видите, снова и снова идем за ребенком, исследуем его игру, его правила, его мир. Не пугайтесь и не расстраивайтесь, если ребенок не хочет пускать вас в игру. Значит, сейчас для него важно поиграть самому. Побудьте рядом, понаблюдайте, подумайте, о чем игра.

Очень важно, чтобы у ребенка было время и место, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает его самостоятельность, способность справляться самому, повышает его чувство собственной значимости, формирует личное пространство — тоже важное значение игр в жизни ребенка. Но и снова не забывайте о совместной игре.

Не обязательно все время сидеть рядом с ребенком. Достаточно, например, играя в школу, дать классу задание, и иногда, в перерывах между своими делами, заходить и проверять, как ребята справляются с заданием. Можно поддерживать игру даже из кухни: «Ага, шумите! А я все слышу. Вот скоро приду и спрошу у вас домашнее задание».

А можно быть полицейским, который иногда выходит в город проверить порядок, после чего снова идет к себе на работу.

В подобных случаях ребенок будет чувствовать ваше участие в игре, и в то же время получит пространство для самостоятельной игры, а вы — время для своих дел.

И, наверное, самое главное, почаще вспоминайте, как это — быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который здорово может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.

Дети и компьютерные игры

Компьютер и ТВ в семье%3A ограничивать ли детей?
скачать видео

Сашу Фокина воспитывал компьютер. Результаты – впечатляют.
скачать видео

Ко мне на почту пришел традиционный вопрос: что делать, если дети сидят в компьютерных играх с утра до вечера? Состоялась короткая переписка:

Вопрос от Елены: “Как быть, если моих детей игры онлайн захватывают? Предупреждай, наказывай – всё в штыки. Конечно я стараюсь им объяснить негатив игр-онлайн, но все равно им играть хочется”.

Я: “Елена, скажу что делать, если пообещаете, что сделаете то, что я скажу”.

Елена: “Здравствуйте Николай Иванович! Я очень постараюсь сделать то, что Вы предложите, обещаю”.

Я: “Елена, я бываю буквоедом. Я не спросил, “постараетесь” ли вы, я спросил “сделаете” ли вы. Стараться и сделать – очень разные вещи. Давайте договоримся, что вы сделаете, а не просто постараетесь. Я не даю заданий, которые выше человеческих сил.

Итак, что вам нужно сделать? Задание конкретно. Первое – предупреждение: “Увижу вас в компьютерных играх – лишитесь компьютеров”.

Второе – реализация. Думаю, что уже на следующий день вы увидите ребенка в игре. Ваши действия – на неделю полное лишение детей компьютеров. Отобрали, запаролили – любой способ годится. Если компьютеры нужны для уроков – это их проблемы, вы их предупреждали.

Третье – через неделю компьютеры возвращаются, но за будущие проколы – вырубаются снова на короткий срок, на день или два. Вот такая схема приема горького лекарства.

Четвертое – когда дети поймут, что воевать с вами бесполезно и начнут вести себя прилично, вы можете им разрешить играть в компьютерные игры после того, как они сделают все уроки, и строго определенное время. Какое – тут уже решите сами.

Сделаете? И сообщите о результате”.

Через полгода пришел ответ.

Здравствуйте Николай Иванович!

​Ваше предложение по вопросу компьютерных игр и детей – оказалось действенно. Мне было непросто, я смогла его использовать только вместе с упражнением «Стена» – со стеной не спорят, просто выполняют. Для нашей семьи компьютерные игры – это конкретная игра «Танки-онлайн», другие «стрелялки» пока моих детей не привлекают. Я долго откладывала с ответом, поскольку сама не сразу решилась действовать, да и лучшее решение пришло ко мне не сразу. Остановилась в конце концов вот на чем.

1. Уменьшила свободное время детей. Способы использовала разные – тренировки, бассейн, но это действительно оказалось очень важным.

2. Я разрешаю детям играть в “Танки-онлайн”, но только при выполнении двух условий: “Уроки делаются сразу” и “Все уроки сделаны как следует”. Конкретно, играть можно только до 20:00, т.е. если ты сделал уроки позже – игры нет. Как только я это придумала, все стало как-то легко: дети сразу садятся за уроки, без дела не болтаются, ну и просто стараются все сделать вовремя.

Читайте также:  Со скольки лет можно давать ребенку шампиньоны

Вначале было совсем трудно, было серьезное противостояние. Меня волновало: можно ли в принципе изменить отношение ребенка к компьютерным играм? На некоторое время эти игры стали для ребенка как конфетка, какая-то как будто сверхценность. «Мам, я всё уроки сделал, я постарался, дай поиграть!?» – т.е. можно мне эту конфетку, а если нет – то для чего я тогда старался, что-то делал, трудился? Все мерялось этой игрой, а любые объяснения, что это нужно для дальнейшей жизни – не воспринимались или воспринимались как что-то абстрактное. «Ну все же играют!?»… и начинались новые споры и обиды.

Но постепенно у детей появились другие интересы, а когда в жизни ребенка появился спорт – все как-то утихло само собой. Теперь дети стали интересоваться видами спорта, правилами спорта, хвалятся своими достижениями в бассейне. Особенно радует, когда на вопросы одноклассников -“Какой танк ты выиграл?”, мои дети отвечают – “Мне было некогда играть. “

В целом ситуация решена, но вопросы у меня еще остались. Один мой ребенок хорошо учится, участвует во всех конкурсах школьных и олимпиадах и даже в городских, вроде думаю можно ему немного поиграть в эту игру «танки онлайн», но другому тоже хочется играть, а успеваемость у него меньше. И видя, что тот ребенок играет, начинает капризничать, помимо всех прочих каприз – «Вы его больше любите, чем меня…» и т.п. Это направление для меня очень болезненно, но я стараюсь выравнивать ситуацию, следующим образом – с улыбкой говорю ему: «Сынок, как я могу не любить свои руки, ты – рука правая, другой сын – рука левая; руки-то мои и я люблю свои руки одинаково..» Я правильно поступаю?

Елена, для женского подхода в воспитании детей это хороший ответ. На взгляд мужчин, это ответ слабый, поскольку в нем звучит защита и оправдания. Перед собственными детьми – оправдываться? тем более там, где дурно ведут они сами??

Мужской ответ прост: “Конечно, я его люблю больше – он же не ленится, как ты, учится лучше. Поправляй учебу, с братом сравняешься, будешь иметь те же самые права. Ничто в жизни за так не дается, учись зарабатывать на то, что тебе хочется. Поправишь учебу? Могу помочь”.

Жалобы родственникам

​​​​​​​Из другой консультации: “Сын постоянно просит разрешить ему играть на компьютере. Если не разрешаю, он начинает жаловаться родственникам, привлекать их на свою сторону. Что делать?”

Ответ:

Сформулируйте сыну два простых правила: играть на компьютере можно только после того, как 1) Ты доложил мне, что все уроки сделаны, и я у тебя это приняла; 2) Ты ведешь себя прилично и маму не огорчаешь. Дополнение и разъяснение: “Если ты на маму жалуешься родственникам мне приходится с ними вести трудные разговоры, а это в мои планы не входит, у меня от этого портится настроение. Соответственно, если ты жалуешься родственникам, ты маму огорчаешь и остаешься без компьютерных игр. Повтори, что понял?”

Видео от Яны Счастье: интервью с профессором психологии Н.И. Козловым

Темы беседы: Какой женщиной нужно быть, что успешно выйти замуж? Сколько раз женятся мужчины? Почему нормальных мужчин мало? Чайлдфри. Воспитание детей. Что такое Любовь? Сказка, которой бы лучше не было. Плата за возможность быть рядом с красивой женщиной.

Психологи объяснили, почему детям необходимо минимум 2 часа игры в день

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Сегодня родители как можно больше загружают детей развивающими занятиями, в школе тоже выросла нагрузка. Стремление максимально полезно распределить детское время, вырастить ребенка успешным растет с каждым годом. У детей практически нет возможности заниматься главным делом детства — играть. Чтобы защитить право детей на свободную игру, Организация Объединенных Наций даже приняла специальные дополнения к Декларации прав ребенка.

Нас в AdMe.ru очень заинтересовало, почему же игра так важна для развития ребенка. Мы изучили исследования многих психологов и решили поделиться своими открытиями на эту важную тему.

Количество времени для свободной игры детей без прямого руководства и правил сильно уменьшилось за последние 20 лет. Известный психолог Гордон Ньюфелд бьет тревогу: дети стали играть меньше на 12 часов свободного времени в неделю, из которых 8 часов – это время на неструктурированную игру и занятия на воздухе. При этом “вымирание” игры происходит одновременно с ростом числа диагнозов детской депрессии, тревожности и СДВГ.

Кроме этого, психиатр и клинический исследователь Стюарт Браун даже обнаружил общую закономерность в биографии многих убийц — как правило, все они мало играли в детстве.

Многие могут удивиться: о каком недостатке игры идет речь, если дети и в детских садах, и на спортивных площадках в школе играют. Психолог Энтони Пеллегрини считает, что большинство современных игр имеют четкие правила, ход действия. В отличие от них свободная игра не имеет четкой цели, в ней никто не побеждает и не проигрывает, она спонтанна и дает большой простор для воображения, что является главной ценностью.

Психологи сходятся во мнении, что детям просто необходимы как минимум 2 часа свободной игры в день.

Психиатр и клинический исследователь Стюарт Браун считает, что насыщенное играми детство — залог того, что взрослый человек будет разумным и счастливым, а если не прекращать играть, то можно стать умнее в любом возрасте. Игры очень важны для развития мозга, они активизируют его работу — это важно для управления импульсами, принятия решений, планирования, внимания и коммуникативных навыков, развития нейронной сети.

Игра также помогает лучше разрешать когнитивные трудности, радоваться жизни, развивает любознательность, навыки решения проблем, творческое мышление, снижает тревожность.

Насыщенное игрой детство помогает ребенку в образовании и во взрослой жизни. Исследование доказало, что если дети ходили в детский сад, где много времени уделяется игре, то они вырастали более социально приспособленным к взрослой жизни, могли легче справляться с трудностями жизни, были более гибкими: увольнялись с работы менее 7 % из тех, кто посещал детский сад с игровым уклоном, и более четверти из тех, кто занимался под прямым руководством учителя.

Елена Смирнова, научный руководитель Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, считает, что в игре у детей в дошкольном возрасте формируется внутренний мир, без которого не вырастет полноценная личность.

Как научить ребенка играть

Чтобы ребенок научился играть самостоятельно, нужно, чтобы кто-то из взрослых научил его игре. При этом важно не торопиться, нужно, чтобы было достаточно времени для игры.
Начинать играть с ребенком в сюжетные игры можно уже в 1,5–2 года. Самый большой простор для развития дает сюжетно-ролевая игра, она состоит из нескольких частей: роль, игровые действия, объекты игры (игрушки, предметы — то, чему присваивается какое-то значение на время игры) и правила.

  • До 3 лет в игре ребенок сначала повторяет действия за взрослыми, а потом производит их самостоятельно. Для развития игры хорошо, если взрослый предлагает ребенку большое разнообразие сюжетов. Например, играть не только в дочки-матери, но и в больницу, в магазин и в полицейских.
    Взрослому важно показать роль во всем многообразии действий. Например, что играть в маму и малыша — это и кормить куклу (накладывать воображаемую кашу из кастрюльки в тарелку, подносить ложечку ко рту куклы), и купать, и качать, и гулять (катать в колясочке).
    Кроме этого, важно показать ребенку, что играть можно практически с любыми предметами. Малышом может стать не только кукла, но и завернутый в тряпочку брусочек, а для игры в шалаш подойдет любая ткань, которой можно накрыться, — от полупрозрачной косынки до покрывала с кровати.

Сначала уроки, потом компьютер: почему запрещать игры детям — большая ошибка

Учитель литературы старших классов Артем Новиченков написал для «Афиши Daily» колонку, в которой рассуждает, почему пользы от видеоигр едва ли не больше, чем от книг, и зачем позволять ребенку играть ровно столько, сколько ему хочется (и даже до поздней ночи).

Литературовед, писатель, лектор культурной платформы «Синхронизация», куратор Павильона Книги на ВДНХ; ведет курсы повышения квалификации для учителей «Фоксфорд». Автор телеграм-канала о литературе, хип-хопе и школе «Говорящий тростник».

«Сначала уроки — потом компьютер!» — сколько раз школьником я слышал эту фразу? Уроки я, конечно, делать не любил. А играть в Counter-Strike любил очень. И только спустя десять лет, закончив университет и став учителем литературы, я понял, как опасна эта фраза и что нужно делать, чтобы видеоигры не были камнем преткновения в отношениях между родителями и детьми.

Мама, я геймер

В детстве моей главной страстью были спортивные симуляторы — NBA, NHL, FIFA. Я не просто играл, но и комментировал все матчи, проводил по дороге в школу воображаемые утренние ток-шоу с лучшими игроками, а вечером брал интервью у героев прошедших матчей. Это был целый мир, в котором я нередко спасался от школьной тирании и неполадок в семье. Уже спустя более чем десять лет я понял, что это увлечение предопределило мою жизнь. Я в раннем возрасте решил идти учиться на спортивного журналиста и даже поступил на ТВ-кафедру факультета журналистики, но позже пересмотрел свои интересы и предпочел телекамере книги.

Читайте также:  Нефрит у детей симптомы и лечение

Компьютер у меня появился позже, чем у одноклассников, — в конце 7-го класса. Его покупка была обусловлена образовательными целями (спасибо школе!). Тогда я познакомился с миром новых игр. В 8–9-х классах мы с товарищами не отлипали от онлайн-шутера Counter-Strike: Source. И для меня это был важный момент социализации. С нами по сети играли русские ребята из Германии, Голландии, США и других стран, некоторые были намного старше нас, и все это время мы общались, не только о тактике и хедшотах — мы обсуждали подростковые проблемы, делились опытом. Запретных тем не существовало, и во всем этом было что-то настоящее. Нам казалось, что мы будем играть в «Контру» спустя и десять лет, и двадцать, уже со своими детьми.

Но в старших классах в моей жизни появились книги и глубоко укоренились в ней. На это повлияло несколько факторов. Сменилась учительница литературы, которая давала нам достаточно свободы, мы могли выбирать, что читать, говорить и писать. А в семье меня никогда не принуждали к чтению. К шестнадцати годам для себя я прочел мало, а из школьной программы — только «Горе от ума». Однако за 11-й класс я съел больше двухсот книг и наверстал упущенное. Но это был уже мой выбор, а не родителей или учителей. Компьютерные игры отошли на второй план, я увлекся хип-хопом, который гармонично сочетался с литературой. Когда поступил в университет, видеоигры исчезли из моей жизни на восемь лет.

Получив диплом, я пошел работать в школу. Дети периодически спрашивали меня: «Артем Николаевич, почему вы не играете в видеоигры?» Я говорил, что мне это неинтересно, хотя с удовольствием (и даже с жадностью) в гостях у друзей играл в FIFA или Counter-Strike. Я убеждал себя, что перерос игры. Но дети убедили меня в обратном. Я с удовольствием слушал их рассказы о сюжетах «Ведьмака», The Last of Us и понимал, что целый пласт современной культуры проходит мимо меня. Дети вообще заставляют меняться. Благодаря им я начал смотреть сериалы, в том числе «Игру престолов», и ознакомился с русским ютьюбом. Истина проста: хочешь понимать подростков, говорить на их языке — интегрируйся, потребляй то же, что и они. Процесс интеграции завершился этим летом, когда я купил PlayStation 4 и телевизор (которого у меня несколько лет не было). Видеоигры вернулись в мою жизнь, теперь они сосуществуют в гармонии с семейной жизнью, работой, книгами и творчеством.

Лучше бы он книжки читал

Почему читать книги — это хорошо, а играть в видеоигры — плохо? Этот стереотип сложился из предпосылок, имеющих разные истоки. Первая связана с тем, что литература в России — главное искусство, а мы литературоцентричная нация. Неслучайно только литературу так глубоко изучают в школе. Не кинематограф, живопись или музыку, а именно литературу. Видеоигры вообще в России не принято рассматривать как направление в искусстве. Хотя в других продвинутых странах к играм относятся гораздо серьезнее Привет! Не повезло — здесь промокода нет. Ищите дальше, они точно еще есть в других материалах! . Вторая предпосылка связана с представлением о том, что книги — это серьезно, а игры примитивны. На самом деле сложность сюжета, глубина персонажей, философский подтекст и актуальная проблематика видеоигр сегодня дадут фору многим книгам. А вариативность подачи нарратива, которые предоставляет формат видеоигры, просто невозможна в книге или кинематографе. Одно из главных нарративных преимуществ видеоигр — возможность влиять на сюжет и совершать сложный моральный выбор.

Читая книгу, мы ничего не выбираем. В романе, за исключением нескольких постмодернистских произведений, судьба героев заранее известна и прописана. Во многих видеоиграх от ваших решений зависит судьба персонажей, и порой приходится выбирать из двух зол меньшую. Убить собаку или оставить умирать в мучениях? Убить насильника и убийцу или пощадить? Поддержать сына-революционера или выбрать сторону правительства и уничтожить его? Причем последствия могут быть непредсказуемыми. И путь, который, как казалось, должен привести к добру, приносит лишь смерть и разочарование. Эта виртуальная ситуация выбора позволяет игроку сымитировать выбор реальный. И понести за него условную ответственность. И мне кажется, что для среднестатистического подростка, который в своей жизни почти не принимает решений, видеоигры — отличный тренажер, который может закрывать самые разные потребности.

У истории с книгами и видеоиграми есть и другая сторона медали. Если ребенок целый день читает книги — это так же ненормально, как если бы он целый день играл в компьютер. Но первый случай родители часто предпочитают не трактовать как проблемный, а вот во втором бьют в колокола, пугая ребенка «игровой зависимостью» и походом к врачу, хотя существование такого типа зависимости до сих пор остается под вопросом. В случае как с книгами, так и с видеоиграми подростковый эскапизм не лечится путем запрета. У любой проблемы есть причина. И если ребенок проводит в виртуальном пространстве всю жизнь, значит реальность его чем-то кардинально не устраивает и в этом стоит разобраться. Видеоигра — отличное зеркало, в котором можно разглядеть своего ребенка. А можно не разглядеть, просто разбив его. Но отражение ведь никуда не денется.

Играть нельзя наказывать

Сегодня мир видеоигр поражает воображение. Видеоряд, сюжеты, герои, озвучка. От этого действительно тяжело оторваться. И каждый раз, играя матч в FIFA или эпизод в Beyond: Two Souls, я совершаю выбор. Но мы всю жизнь совершаем выборы. В подростковом возрасте чаще всего его делают за нас — родители и учителя. И приоритеты расставляют обычно тоже родители Привет! Не повезло — здесь промокода нет. Ищите дальше, они точно еще есть в других материалах! . Но на деле от условия «сначала уроки, а потом компьютер» больше вреда, чем пользы. Во-первых, родитель решает за подростка, лишая его права выбора, а значит, и несения ответственности за этот выбор. Во-вторых, это условие выстраивает иерархию, в которой уроки/чтение/помощь по дому — наказание, а игры — поощрение. Вряд ли родитель преследует такой результат, но на деле получается именно так: после каждого подобного условия мотивация учиться/читать/помогать падает, а награда становится все более желанной.

Так что же делать? Оставить его в покое? Пусть проиграет всю жизнь? Нет, ребенок нуждается в родителе. И хочет быть интересен родителю. Можно поинтересоваться, во что он играет. Как играет? Кому сопереживает? Какие эмоции испытывает? Почему это для него важно? Что именно его не отпускает? Об этом можно поговорить или можно просто понаблюдать за игрой. А если заинтересует — то и поучаствовать, но не стоит имитировать интерес. Фальшь хуже всего. Игра может быть неинтересна, но ведь ребенок интересен. И помочь понять его может в том числе игровая приставка. Это еще один инструмент, с помощью которого можно что-то узнать о ребенке или выстроить диалог. Ошибка большинства родителей, покупающих приставку, в том, что они покупают ее ребенку и сами не смотрят в ее сторону. А многие используют приставку как инструмент манипуляции или как средство от скуки. А между тем на приставках есть игры и для всей семьи. В конце концов, если ребенок предпочитает игру в приставку, а не семейные посиделки, значит, последние проигрывают в конкурентной борьбе, и что-то пора менять. Подростку интереснее уничтожать зомби или решать квесты, чем обсуждать новости вашей жизни.

Сегодня перед родителями стоит трудная задача: они вынуждены быть интересными своим детям сверх голого жизненного опыта, которого уже не хватает, который оказывается неактуален, и родитель не может ответить на вызовы, с которыми встречается подросток. В отличие от предыдущих поколений нынешнему авторитет нужно заслуживать, а для этого требуется предпринимать усилия. И все чаще родитель уступает игровой приставке или ютьюб в борьбе за внимание ребенка. Или родитель вообще не борется, потому что это проще — меняться всегда тяжело.

Если в семье хорошие отношения, но подросток все равно заигрывается до ночи, забывает об обещаниях и вынуждает маму с папой срываться, родителю не остается ничего, кроме информирования. Дайте возможность ребенку выбирать. «Если поздно ляжешь, тяжело будет вставать в школу, на уроках будешь разбитый, на тренировку пойдешь уставший», — вот что стоит донести до ребенка. Если он предпочтет сделать по-своему, на следующий день он сам будет нести ответственность за свой выбор. И на второй, третий раз ляжет вовремя. Но уже сам. Проверено на личном опыте, ибо именно так информировала меня мама, когда я засиживался до ночи. Обычно подросток четко понимает, в чем он неправ, его мучает совесть за каждое нарушенное обещание и мелкую ложь. Мучается, конечно же, только в том случае, если уважает родителей. Кроме того, перспектива сна подростку кажется скучной и, безусловно, проигрывает лишнему получасу путешествия по фантастическому миру. Нужно понимать, что дети играют в игры, потому что это их игры, их выбор, не навязанный старшими или школой.

Ссылка на основную публикацию