Можно ли водить ребенка садик - Vosvet.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Можно ли водить ребенка садик

Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все “за и против” – мнение психологов

Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.

Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.

Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному

Плюсы посещения дошкольного учреждения

Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:

  • Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
  • В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
  • Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
  • Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: как приучить ребенка кушать самостоятельно и правильно держать ложку?). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.

В садике ребенок становится частью коллектива, учится дружить и общаться

Что еще является несомненным преимуществом?

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель “садиковского” ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.

В садике ребенок точно не будет проводить свои дни за компьютером или планшетом – для него найдется много увлекательных занятий

Минусы детского сада

Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:

  • Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
  • Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
  • Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина – превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить – среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя – это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери – так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: как научить ребенка одеваться самостоятельно?). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» – Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший – необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Читайте также:  Эфирное масло розы применение

Насморк и кашель в детском саду: изыди, зараза?

Кашляющий и сопящий ребенок в раздевалке детского сада — извечный повод для жарких споров среди мам и пап. Одни родители не обращают на такие «мелочи», как насморк и кашель, внимания и продолжают водить дитя в группу, в то время как другие обвиняют первых чуть ли не в преднамеренном инфицировании здоровых малышей.

Кто прав и можно ли защитить своего ребенка от постоянных ОРВИ?

Слово о простуде

Простуды, или респираторные вирусные инфекции, — самые распространенные заболевания в мире. Каждый взрослый болеет ими 2-4 раза в год, а ребенок в силу незрелости иммунной системы и ряда других причин — до 8 и даже более.

Возбудители ОРВИ — огромная группа вирусов, насчитывающая более 200 видов. Разлетаясь с капельками слюны и оседая на предметах и коже, они с высокой степенью вероятности станут источником инфекции для новых «хозяев». После того, как ребенок переболел простудой, у него вырабатывается иммунитет к вирусу, который вызвал заболевание. Однако, учитывая огромное число вирусов-возбудителей ОРВИ, приобретенный иммунный ответ к одному вирусу не особенно отражается на приверженности малыша к новым простудам.

В детских садах создается идеальный микроклимат для распространения респираторной инфекции. И дело не в нерадивости персонала: проблема в том, что в одном помещении ежедневно собирается определенное количество потенциальных источников инфекции. Дети практически беззащитны перед ней — мало того, что они не имеют иммунитета против большинства респираторных вирусов, малыши не очень любят мыть руки и соблюдать правила гигиены в целом, что еще более повышает вероятность инфицирования. Один воспитанник детского сада может в краткие сроки заразить всех одногруппников, и избежать этого практически невозможно. И вот почему.

Эпидемия ОРВИ: начало

Проследим путь респираторного вируса, который «проник» в группу детского сада. Он уже преодолел входные ворота инфекции, носовую полость, и начал размножаться. Но ни малыш, ни мама, ни воспитатели об этом не знают. Инкубационный период ОРВИ, в течение которого ребенок фактически болен, но симптомы еще не появились, может составлять от 1 до 15 дней.

За 1-2 дня до появления первых признаков простуды малыш становится заразным — с каплями слюны он распространяет сотни активных, высоко контагиозных вирусных частиц, которые разлетаются на расстояние около 2 метров. Стоит здоровому ребенку дотронуться до зараженных поверхностей, а потом почесать носик, и вирусы проникнут в носовую полость и начнут осваивать новые «территории».

Таким образом, внешне абсолютно здоровый ребенок может распространять инфекцию, и 1-2 дней «скрытого» периода вполне достаточно, чтобы заразить всю группу. Больной простудой продолжает выделять вирусы еще до 7-10 дней после появления симптомов, однако самый опасный период – первые 3-4 дня. Позже вирусная нагрузка снижается, и число выделяемых возбудителей резко падает.

В изолятор?

Простуженный ребенок обычно чувствует себя плохо: слабость, усталость, ломота, катаральные симптомы, возможно, лихорадка. В таком состоянии водить ребенка в сад, конечно же, нельзя. Но, как только состояние улучшится — нормализуется температура тела, появятся силы, — малышу ничто не мешает посещать детский коллектив.

В большинстве развитых стран мира не существует таких ограничений для посещения детских учреждений, как насморк (независимо от цвета и консистенции отделяемого) и кашель.

Подобная тактика объясняется очень просто:

· Во-первых, ребенок уже заразил подавляющее большинство сотоварищей еще в доклиническую фазу, за несколько дней до появления симптомов простуды.

· Во-вторых, активное распространение вирусов продолжается всего несколько дней. Через 7-10 дней после начала симптомов ребенок не представляет опасности для окружающих, вне зависимости от того, остались ли какие-либо признаки болезни или нет. В то же время насморк, так же, как и остаточный кашель может продолжаться на протяжении нескольких недель. При этом он обычно не беспокоит ребенка и здравомыслящих врачей, оставаясь проблемой только для тревожных родителей.

Читайте также:
Гулять с ребенком при простуде

· И в-третьих, как это ни крамольно звучит, ОРВИ для детей — это практически вариант нормы. «Подхватывая» различные вирусы в садах, малыш формирует иммунную защиту. К младшей школе его иммунная система будет «знакома» с самыми распространенными возбудителями ОРВИ, и заболеваемость намного снизится, постепенно достигая «взрослых» показателей 2-4 раза в год.

Превентивно и эффективно

Да, а как же профилактика? Можно ли хотя бы снизить шансы здоровых малышей заразиться во время эпидемии ОРВИ в детском учреждении? Теоретически — да. Поскольку изоляция распространителей инфекции практически невозможна (с учетом «скрытого» периода распространения вирусов), следует сосредоточиться на мерах санитарии и гигиены:

1. Частое мытье рук теплой водой с мылом. Удивительно, но именно такая обработка наиболее эффективна. Проводить ее в период эпидемии следует как можно чаще.

2. Дезинфекция. Респираторные вирусы могут выживать до 2 дней вне нашего тела. Поэтому во время вспышки ОРВИ уместно обрабатывать поверхности и мыть игрушки той же теплой водой с мылом.

Обеспечив выполнение этих двух основных правил, можно считать задачу по борьбе с распространением вирусной инфекции выполненной.

Подчеркнем — не успешной, а именно выполненной. Потому что достигнуть в этом деле успеха удается далеко не всегда, и это — тоже совершенно нормально. Ибо респираторные вирусы живучи и очень заразны. Но, к счастью, неопасны, а если приглядеться — то даже чем-то полезны. Во всяком случае, переболев простудой, ваш малыш точно станет сильнее и крепче, и в его организме появятся антитела к еще одному виду респираторных вирусов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

8 причин отказаться водить ребенка в детский сад

Детский сад становится спасением для многих родителей: ребенок под присмотром, накормлен, играет и развивается. Отчего же так много сомнений у самих родителей и части педагогов в его необходимости для детей дошкольного возраста? Традиционно считается, что детсадовский ребенок обладает рядом преимуществ перед тем, который сад не посещал. Например, мы считаем домашнего ребенка эдаким тепличным растением, робким, нерешительным и болезненным. А вот если ребенок посещает детский сад, то это поможет ему стать общительным, дружелюбным, он переболеет всеми возможными болезнями (что поможет ему не болеть в школе), научится завязывать шнурки и рассказывать стихи.

Почему это не так, рассказывает Ирина Прибора, которая считает, что дошкольное детство дарит родителям уникальный шанс установить надежные и гармоничные отношения со своим ребенком. Читайте в ее статье, как научиться жить со своими недетсадовскими детьми, и какие преимущества имеет домашнее воспитание для дошкольников.

Почему мои дети не ходят в детский сад

Недавно я выложила в соцсеть фото, где занимаюсь скалолазанием, взбираюсь на самую вершину отвесной горы (ну, хорошо, это была маленькая горка для начинающих). В комментариях мои друзья тут же стали язвить: «Ого, ты наконец-то оставила детей!». У них есть повод. Честно говоря, когда я не в каске и не привязана страховочным тросом, я почти всегда со своими детьми. Их у меня двое, старшему недавно исполнилось семь, младшей три с половиной, и они ни дня не ходили в детский садик. Да, услугами няни я тоже не пользуюсь, а бабушки живут довольно далеко и заглядывают в основном на выходные. Это я не жалуюсь, а скорее наоборот – я страшно этим довольна. И вот почему это здорово – быть рядом со своими детьми-дошкольниками.

Мы учимся жить вместе

До рождения детей я представляла их так, как их показывают в рекламе печенья. Ребенок должен быть улыбчивым, в меру нарядным и поддерживать интересный разговор о чудесах природы, когда его позовут из своей комнаты. Судя по интернет-дискуссиям о поведении детей в самолетах, многие как раз так себе и видят реальность.

Уже родив, я обнаружила, что у детей свои представления о прекрасном. С этими новыми людьми надо знакомиться, надо учиться их понимать.

Надо расшифровывать, что они имеют в виду, когда второй час ноют на манер неисправной сигнализации, что они хотят сказать, когда пытаются открутить тебе мочку уха, когда бойкотируют дневной сон. И, черт возьми, надо самой рассказывать о чудесах природы, причем на пальцах, на тех оставшихся пальцах, которые не участвуют в выковыривании пластилина из ковра. Процесс обоюдный: мы много времени проводим вместе, и дети прекрасно понимают, что, если у меня брови поползли к переносице, лучше диалог не продолжать.

Саморазвитие родителя

С появлением детей я внезапно поняла, что, несмотря на университетское образование и неплохие результаты в беге на короткие дистанции, мой скилл ухода за детьми и общения с ними равен нулю. Мне нужна была мощная прокачка. Я села за книги и одновременно стала наблюдать за детьми, учиться их понимать. Это бездна для саморазвития: ты растишь в себе выдержку, терпение, принятие, появляются новые познания в психологии, когнитивистике, домоводстве, наконец.

Я уверена: ни одна самая успешная карьера не дала бы мне так много в плане осознания своих внутренних демонов и развития новых областей мозга.

И да, я не думаю, что так получилось бы, если бы дети большую часть светового дня находились в дошкольном учреждении. Да я вообще не знала бы, что делать, когда они бросаются песком друг в друга. Кроме того, есть некий вызов: если мне трудно со своим собственным ребенком, и я лишь потому сдаю его каким-то другим людям – что я вообще тогда за человек? С кем мне тогда вообще должно быть не трудно? Это поле для работы над собой.

Читайте также:  Заеды в уголках рта причины и лечение

Я хочу видеть, как они растут

Оказывается, детство – увлекательнейшее приключение человека. У них есть возрасты упорства и невыносимых кризисов, у них есть скачки в развитии и откаты назад, есть фантастические прорывы в познании мира и моменты затишья. Каждый день я узнаю что-то новое о них. И я не хочу слышать от воспитательницы (которая, скорее всего, забудет мне это сказать), какие новые слова узнал сегодня мой ребенок и как он смог эти слова применить в перепалке с товарищем.

Детям важна привязанность

Это я обнаружила уже в процессе изучения психологии. Садик с двадцатью детьми и одной воспитательницей – вовсе не лучшее место для развития. Ребенку нужен рядом близкий взрослый, только тогда младший может спокойно и основательно осваивать окружающий мир. Об этом, например, замечательно и доступно написано в книге психолога Людмилы Петрановской «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка».

В основе хорошего поведения лежит вовсе не модная развивающая методика и не тот факт, что ваш садик оборудован бассейном.

А глубокая и надежная привязанность к значимому взрослому. То есть либо малыш привязан к воспитательнице, и у нее достаточно времени и сил работать для него маяком и безопасной гаванью, либо у него нет к ней привязанности, и тогда те часы, которые он отбывает в саду, превращаются для него в тоску по маме.

Попробуйте увлечься игрой в домик, если вы в тревоге и напряжении ждете кого-то в аэропорту, а самолет всё не летит. Состояние у детей, которым не повезло с воспитателем, в саду примерно такое.

Сами клиенты садов, не оперируя никакими научными выкладками, красноречиво дают понять, чего бы им больше хотелось. Рев и зубовный скрежет во время «адаптации» к саду у двухлеток, по-моему, легко расшифровывается. Мой сын, например, как-то пробовал в три года провести в развивающем центре пару часов с милыми педагогами, но большую часть этого времени он стоял, прижавшись носом к оконному стеклу, говоря: «Тут у вас без мамы скучно».

Хочу, чтобы они развивали индивидуальность

Вообще, эта садовская манера водить детей строем по порядку, расставлять по росту и выгуливать на площадке, окруженной в целях безопасности забором («Группа “Божьи коровки” стоит в этом квадратике, за черту не заходить, вот наша веранда, а ну-ка строй-ся!») сильно раздражает. Родители изо всех сил пытаются выудить из ребенка ростки креативности, а тут – на тебе! – все должны рисовать одинаковое солнышко. «Нет, Петя, лучи у солнышка не синего цвета, а желтенькие!» Друзья, у нас же постмодерн, какие желтенькие лучики? Путь рисует как хочет.

В этом возрасте уверенность в себе и пробы пера гораздо важнее, чем сходство рисованных солнышек с реальным светилом.

Я очень рада, что у меня есть возможность смотреть на ребенка и понимать, что сегодня он готов полдня строить из конструктора, а рисовать вовсе не хочет, а здесь он решил устроить концерт, используя в качестве барабанов кастрюли, и я ему подыграю на ложках. В общем, мне хочется, чтобы они могли слушать себя и искать творчество внутри, а не срисовывать по команде у Маши.

Дети умеют себя занимать

Людям, которые не играют весь день на ложках, приходится чем-то занимать детей, особенно если на работе наступает полный дедлайн. Усадить детей перед телевизором – это пораженчество. Да-да, в саду есть расписание, и они все время были бы заняты: прогулка, полдник, развивающее занятие с вырезанием треугольников. Но в этом тоже минус. Человек все время под прессом той деятельности, которую ему навешивают сверху. Дома расписание гораздо менее точное, иногда из него известно только, что в девять вечера самые юные отправятся спать.

Мой способ – дать ребятам возможность поскучать и выбрать подходящее занятие. Я с радостью замечаю, что получается неплохо.

Несмотря на то, что дети очень разные, они научились договариваться и совместно играть, а если старший погружается в чтение, маленькая Дина увлеченно играет в кукол и разбойников. Не уверена, что в садиках кому-то предоставляют возможность пару часов посидеть в тишине и почитать «Старика Хоттабыча». Вообще, все эти детские пространства не похожи на офис «Гугла» в том плане, что здоровый взрослый без ущерба для психики смог бы в саду провести минут двадцать, и те пришлись бы на тихий час. А ребята там иногда отбывают по восемь часов в день, причем они даже не могут решать, в какой момент им надеть колготки на голову, чтобы стать зайчиком – все расписано.

Я для них больший авторитет, чем воспитатель или няня

Это нагружает ответственностью. Нельзя сказать: «Дочь, вот расскажу Марь Степановне, что ты вела себя в трамвае как пьяный грузчик, она будет ругаться!» Нет никакого верховного педагога, перед которым я превращалась бы в маленькую девочку и спрашивала, пластилин какой марки мне нужно купить к понедельнику. Когда ты решаешь сам, как образовывать детей, приходится обосновывать многие вещи самой себе, а заодно и им, и дети мне верят, хотя бы потому, что так работает привязанность.

Они верят, что слушать Моцарта – это хорошо, и то, что мы читаем по вечерам эпос, а не Агнию Барто – это тоже хорошо.

И то, что логические задачки для развития мозга – вообще замечательно… Как раз дошкольное детство – умопомрачительный шанс выстроить надежные гармоничные отношения с ребенком и сказать ему что-то, чему он безоговорочно поверит. В другом возрасте это все будет работать иначе.

Качественно проведенное время

В новом мире, куда мы стремимся, главный ресурс – не деньги, а время твоей жизни. Мне жалко часов, которые я трачу бестолково, когда я не вместе с семьей. Отнимать маленьких детей у родителей – это изобретение индустриального времени, когда надо было всех поставить к станку. Сейчас существуют семейные коворкинги, куда ты приходишь работать, а твой ребенок в это время в соседней комнате играет с другими детьми, но он в любой момент может прибежать, обнять тебя, посидеть на коленях, поделиться поделкой и умчаться дальше к свершениям. Делать в работе перерыв, чтобы погладить по голове свою трехлетку – это лучше, чем офисный перекур или совещание, на котором вы все равно не успеете выспаться.

О трудностях

Решение «сидеть дома» с дошкольниками (на самом деле ты как раз и не сидишь, дети стимулируют водить их в музеи и парки) – непопулярное. В два-три года, когда большинству товарищей приходит повестка в детсад, на родителей тех, кто сказал садикам: «Нет, спасибо!», валится целая куча наставлений, стереотипов, страхов и прочей ерунды. А вдруг он будет необщительным? А вдруг он не научится шнурки завязывать? А ему дома не скучно? А вдруг он не узнает трудностей жизни?

Немного неясно, почему трудности жизни должны выглядеть как лицо воспитательницы учреждения, но, френдс, это же моя проблема: обеспечить общение (кстати, сколько часов общения с друзьями нужно лично вам в сутки? восемь?), показать мир, сделать так, чтобы человек овладел ножницами и шнурками, чтобы умел находить себе занятие и предмет для изучения. Почему за то, что я не могу решить свои задачи, должен расплачиваться ребенок?

Дети капризничают, болеют, дерутся (о нет!) и проливают суп, чтобы купать там пупсиков. Бывает, что ни черта не успеваешь и есть только одно желание: чтобы сейчас же стало тихо… Тихо! Замолчите все!

Но ни на одном пути нам не обещают розовых единорогов, это нормально. Надо просто пойти и вытереть этот чертов суп.

Доктор Комаровский о детском садике

Детский сад — очень важный этап в жизни ребенка. Когда отдавать чадо в садик, решают родители, в зависимости от благосостояния семьи, занятости мамы и папы на работе, наличия бабушек — дедушек. Но уже давно не стоит вопрос, надо ли это делать вообще. Бесспорно, садик полезен для ребенка. Он учит малыша адаптироваться, заводить контакты, общаться, жить в обществе. Без этих навыков ребенку будет сложно отправляться в первый класс и жить дальше.

Однако в связи с посещением садика у мам и пап возникает множество вопросов, которые в первую очередь касаются состояния здоровья малыша. Авторитетный детский врач Евгений Комаровский рассказывает, как подготовить ребенка к ответственному периоду в его жизни, как преодолеть трудности первого времени и сохранить детское здоровье.

В каком возрасте лучше отдавать ребенка

Этот вопрос нужно решать только внутри семьи. Обычно малышей приводят в садик в возрасте от 1 до 3 лет, реже — в более старшем возрасте. Многие детские сады в последнее время ввели негласное ограничение — до полутора лет малышей не принимают. Если есть сомнения, пора ли чаду в садик, лучше посоветоваться с педагогами, воспитателями, детским психологом. Они подскажут, готов ли малыш к жизни в большом коллективе.

Врачам интересно другое — что будет делать мама, когда отведет чадо в садик. Если она решила в тот же день выйти на работу, это не самое удачное решение, считает Комаровский. Во-первых, ребенок будет чаще болеть, и это естественно, а значит, маме придется часто брать больничный. А, во-вторых, адаптация будет более мягкой, если мама постарается в первое время «дозировать» посещение садика для своего ребенка.

Оптимальным вариантом педиатры, в том числе и Комаровский, считают ситуацию, когда мама еще несколько месяцев остается дома в декретном отпуске, чтобы иметь возможность без выяснения отношений с начальством в любой момент оставить ребенка дома, если у него появились первые проявления недуга — насморк, кашель. Это хорошо и для самого малыша, так как он легче перенесет болезнь, и для других детей, которых он заражать не будет.

О том, что такое “хороший детский сад” и как подойти к выбору детского сада расскажет доктор Комаровский в следующем выпуске.

Адаптация

Это наиболее сложное во всей истории с началом посещения садика. Евгений Комаровский подчеркивает, что нет детей, которые бы не проходили через сложный процесс адаптации. С ребенком происходит сразу много всего: он переживает, эмоционально и психологически, в его организме тоже многое «перестраивается». В садике — режим дня, а потому чаду волей-неволей придется под него подстраиваться, новая пища, иммунитет ребенка «знакомится» с новыми вирусами, циркулирущими в детском коллективе, а отсюда — частая заболеваемость, особенно в первое время, пока в организме нет специфических антител.

Сколько времени продлится адаптация, зависит только от самого ребенка. У одних это 2-3 месяца, у других — год и даже больше.

Если повлиять на заболеваемость родители никак не могут, то сделать адаптацию более легкой им вполне по силам. Для этого нужно правильно выбирать время года, когда малыш начнет ходить в садик. В сезоны повышенной заболеваемости (с конца октября по апрель) этого лучше не делать, говорить Комаровский. А вот в конце весны и летом — пожалуйста.

Читайте также:  Пирацетам можно ли детям

Возможные проблемы

Столь существенная перемена в жизни ребенка, как детский сад, может повлечь ряд проблем, как психологического, так и медицинского характера. Однако к ним Комаровский советует готовиться заранее. Лучше всего, с самого рождения.

Закаливание, адекватное отношение к лечению детских болезней в раннем возрасте, к приему тех или иных медикаментов, а также профилактические прививки, которые делаются вовремя и по графику, — лучший способ подготовить малыша к посещению дошкольного учреждения.

Привыкание ребенка к новым условиям, по словам Комаровского, – сугубо индивидуальный процесс. Один малыш быстро примет новые «условия игры», другой будет сопротивляться переменам чуть дольше. В основном это проблемы психологического рода, хотя иной раз на фоне внутреннего неприятия новых условий, малыш может заболеть и вполне физически. Такую связь в медицине называют психосоматикой.

Плаксивость и истерики

Это самые распространенные проявления психологических проблем, которые есть у любого малыша, которого начали водить в детский сад. В этой ситуации Комаровский рекомендует не «раздувать из мухи слона», не записывать ребенка в больные. Успокоительные и седативные средства нужны только тем малышам, которые очень болезненно относятся к новому в своей жизни, и если детские врачи – психиатр и невролог считают, что такая необходимость действительно есть.

Но это ситуация — на самом деле редкость, а потому не стоит самостоятельно искать «успокоительное для нервного ребенка». Лучшая тактика родителей — благосклонность и доброжелательность. Давить на малыша, кричать и заставлять ни в коем случае нельзя. Это лишь затруднит процесс адаптации.

О том, как отучить ребенка от истерик, в следующем выпуске расскажет известный педиатр доктор Комаровский.

Частые болезни

Евгений Комаровский считает это естественным. Частые болезни в основном вызваны вирусами, а вероятность «подхватить» их выше, если круг общения ребенка шире. Конечно, сидя дома, у малыша меньше шансов заболеть гриппом или ветрянкой, хотя и она не стремится к нулю, ведь «заразу» могут принести родители с улицы или гости. Но нельзя же ребенка всю жизнь продержать дома!

Его иммунитет должен «обучаться», «тренироваться», крепнуть, а для этого ему просто необходимо сталкиваться с возбудителями болезней.

Кроме того, есть целый ряд болезней, которыми лучше переболеть в детстве, так как для взрослых они невероятно опасны. Это всем знакомые ветрянка, краснуха.

О профилактике детских болезней в детском саду расскажет доктор Комаровский.

Особого внимания, по мнению Евгения Комаровского, заслуживает не факт и частота заболеваний, «принесенных» из садика, а тяжесть протекания этих недугов. Один малыш болеет пять дней довольно легко, другой две недели лежит в постели, а потом родители еще месяц долечивают последствия осложнений. В этом ни в коей мере не виновато дошкольное учреждение. Это особенность иммунитета каждого конкретного малыша, а также специфика его лечения.

Частые заболевания детсадовского ребенка не стоит списывать на воспитателей, которые не так одели чадо на прогулку, не повязали шарфик или забыли про шапочку. Этим родители удобно маскируют собственную несостоятельность, говорит Комаровский. Сначала они создают малышу тепличные условия, которые фактически «калечат» его иммунитет, а потом сетуют, что, встретившись с дождиком или сквозняком в садике, их малыш разболелся. Отсутствие таких тепличных условий, правильное и адекватное отношение родителей к ребенку с самого рождения практически сводят на нет такие «случайные» болезни в детсадовском возрасте.

Как выбрать хороший детский сад

На уровень заболеваемости тип детского сада, его материально-техническое обеспечение, квалификация педагогов и нянечек никак не влияют, уверен Евгений Комаровский. А потому рекомендовать конкретный садик — частный или государственный, в обязанности врачей не входит.

Но специалисты отмечают, что садики, где группы расположены в нормальном здании, с недавним ремонтом, где в группе не слишком много детей, лучше приспособлены для детей. Хорошо, если в дошкольном учреждении есть бассейн, если там работают люди, которые понимают, как важно проветривать помещения, даже зимой.

Какой ребенок считается «несадиковским»

Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).

О понятии “несадиковский ребенок” и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.

Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.

Сделать из такого «несадиковского» малыша вполне садиковского — реально и довольно просто, говорит Комаровский. Достаточно создать в группе правильные условия, укреплять иммунитет ребенка дома, поощрять посещение садика, сделать его интересным.

Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.

Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.

Советы родителям

  • Будьте настойчивы и последовательны. Тогда ребенок быстрее поймет, что детский сад — это теперь реальность, с которой ему лучше примириться.
  • Если ребенок отказывается есть в садике, что является не редкостью, особенно в первое время, предупредите воспитателя, что его не надо кормить насильно, пичкать супом или кашей «любой ценой». Придет время, и он начнет есть сам.
  • Обязательно предупредите воспитателей о том, какие заболевания у малыша есть и на что у него аллергия.
  • Готовиться к садику нужно задолго до первого посещения, расширяя круг общения ребенка — знакомя его на площадке с соседскими детьми.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Водить или не водить ребенка в детский сад?

Первые годы жизни позади, младенец сформировался в крошечного человечка со своим характером и темпераментом. Для родителей пришло время решать – водить ребенка в детский сад или отдать предпочтение домашнему обучению. Вопреки мнению, что сад необходим в первую очередь маме, которой нужно выходить на работу, в большей степени детский садик необходим самому ребенку. Только взаимодействие со сверстниками способно привить крохе необходимые коммуникационные навыки, без которых в дальнейшей жизни ему будет достаточно сложно.

Что может и чего не может детский сад?

Кроме способности к общению и взаимодействию в коллективе, детский сад научит ребенка основам дисциплины и безопасности, поможет стать самостоятельнее и организованнее. В домашних условиях под постоянной опекой родителей или няни ребенок будет лишен важного этапа социализации. Эту веху развития все равно придется проходить, но уже позже, в школе, что создаст дополнительную нагрузку на адаптирующегося к учебе малыша.

Внимание! Если вы решили отдать ребенка в детский сад только по той причине что он стал неуправляемым, и вы надеетесь, что воспитатели исправят ваши упущения в воспитании, вы ошибаетесь. Ребенку привьют первоосновы дисциплины, но не перевоспитают. Если дома вы игнорируете плохое поведение собственного сына или дочери, то и в саду ребенок будет вести себя так же плохо, а вы будете постоянно выслушивать жалобы от воспитателей.

Ошибочно считать, что детский сад – это замена мамы и папы. В ребенке с первых лет жизни закладываются основы поведения, системы ценностей, культуры, пищевых привычек, которые свойственны семье. Младшее дошкольное заведение разовьет и закрепит полученные зачатки знаний, но заменить их другими уже не удастся. Если малыш привык кушать не суп и кашу, а фастфуд, привык бить животных, а не заботиться о них, то не стоит надеяться, что его привычки изменятся. Потому в народе и бытует высказывание о том, что ребенка можно воспитать тогда, когда он помещается поперек лавки, а потом поздно это делать.

Когда не нужен детский сад: родительские сомнения

Часто родителей одолевает вопрос – действительно ли нужен моему ребенку детский сад? Рассмотрим самые распространенные из родительских сомнений:

  • Плохие условия

Каждые родители хотят для своего ребенка только самого лучшего. Условия в государственных детских садах обычно не удовлетворяют желаниям мамы и папы: обветшалое здание, старая мебель, недостаток квалифицированных воспитателей, нехватка игрушек и методических материалов. Такие бытовые условия многим кажутся неприемлемыми. Если это о вас, то разумным выходом будет отдать кроху в частный детский сад или поискать садик, возможно, не так близко к дому, но в новом здании, после ремонта и с хорошими воспитателями.

  • Пищевая аллергия

Для малышей с аллергией на множество пищевых продуктов, находиться в саду действительно проблематично: из-за одного ребенка администрация детского сада не будет вносить изменения в меню. Тем более, воспитатель может забыть об аллергии на какой-то из продуктов или не заметить, как ребенок съест что-то запрещенное. В такой ситуации разумнее оставаться с ребенком дома, нанять няню или попросить бабушку заниматься крохой, пока мама на работе.

  • Привязанность к ребенку

Этот фактор имеет право на существование, но он достаточно сомнителен. Некоторые мамочки до такой степени «болезненно» привязаны к ребенку, что не готовы отпускать его от себя даже на некоторое время. В этой ситуации маме важно осознать, что ее политика неправильна и причинит ребенку только вред. Если самостоятельно справиться с этим психологическим недугом не получается, необходимо обратиться к психологу.

Младшенький только родился, а старшему 2 – 3 года, и его пора отдавать в детский сад. В такой ситуации лучше немного подождать, пока кроха подрастет, и отправить деток в садик одновременно. В противном случае малыш будет постоянно страдать от вирусных заболеваний, «приносимых» из сада старшим ребенком.

  • «Несадовский ребенок»

Есть такие детки, которые вообще не могут адаптироваться к детскому саду. Не раз слышали истории, что ребенок плакал 2, 3, а то и 4 года, пока ходил в садик. И, естественно, детских сад для таких малышей – самое плохое воспоминание из детства. Но таких детей, к счастью, немного. Примерно, один на всю группу.

«Несадиковский» ребёнок — Школа доктора Комаровского: